Свара йога

Многие современные направления, такие как Йога 23, силовая йога, виньяса флоу, зарекомендовали себя эффективными методами для развития силы, гибкости и выносливости. Йога давно перестала быть эзотерической практикой, окутанной тайнами и легендами, и адаптировалась в метод, который помогает реализовать конкретные задачи. На занятие можно прийти практически с любым запросом — улучшить осанку, избавиться от мышечных болей или сбросить напряжение после долгого рабочего дня в офисе. В большинстве случаев эти цели осязаемы — здоровое тело и психика, устранение болезней и жизнь с высоким уровнем энергии.

Но в йогической философии нет деления на духовное и материальное, ведь одно исходит из другого. В процессе взаимодействия Праны и материи возникает мир во всём его многообразии. Эта тонкая невидимая энергия пропитывает всё вокруг и проявляется через дыхание. На этом процессе базируются упражнения Хатха-йоги, призванные контролировать энергию, и, таким образом, достигать гармонии с окружающим миром. Именно об этом рассказывает Свара йога — древнее учение о связи Праны с биоритмами человека, о нём мы и поговорим в новой статье.
Содержание:
Примерное время чтения — 12 минут.

Свара йога: определение и история направления

Свара йога относится к древней тантрической традиции, которая восходит к Господу Шиве — изначальному гуру йогических знаний. Он изложил суть учения в тексте «Шива Свародайя», где в виде диалога поведал о нём Парвати. Термин Свара означает «высшее знание», «звук дыхания», «жизненный поток», а практика Свара йоги ведёт к единству всего вокруг, и это понимание достигается посредством дыхания. Подразумеваются не только пранаямы, как упражнения, а скорее движение самой жизни — Праны и то, как этот процесс влияет на психофизическую деятельность человека.

Практика Свара йоги долгое время была секретным знанием и передавалась мудрецами риши близким ученикам только после инициации. Навык управления энергией через дыхание позволял йогам влиять на физические процессы (замедлять или ускорять сердечный ритм) и тонкие каналы восприятия (Ида, Пингала, Сушумна). Кроме того, Свара йога могла наделить человека Сиддхами и подарить ему ключ к долголетию и молодости.

Свами Сатьянанда Сарасвати определяет Свара йогу практикой, которая подходит и для тех, кто верит в высшее сознание и тем, кто не обладает такой верой. Свара йога — это не что-то заоблачное и не имеющее отношения к реальности, а научный метод, который избавляет от заболеваний, помогает стать совершенной личностью и раскрыть своё предназначение.

Философия Свара йоги: концепция и основные понятия

Дыхание — проводник между духовной и физической реальностью, оно продолжается постоянно и не прекращается ни на минуту, хотя мы этого даже не осознаём. Свара или поток дыхания определяется в Упанишадах Атмасварупой (оболочкой души) или Брахмасварупой (частью творения Брахмы). Это значит, что каждое живое существо является частицей Бога или Совершенного сознания, а течение Праны в теле имеет духовную природу. Учителя Свары считают, что тот, кто постиг суть дыхания — осознал смысл жизни и сущность души. Для практика Свара йоги вдохи и выдохи — не механический процесс, связанный только с функционированием органов тела, а средство постижения высшей цели жизни. И с ним можно и нужно работать, чтобы управлять своим состоянием на каждом этапе жизни.

Попеременное дыхание

Если понаблюдать за своим дыханием, то можно заметить, что правая и левая ноздри дышат не одинаково. Особенно это легко определить, если закрыть одну сторону и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов другой, например, как в Нади Шодхана Пранаяме. В Свара йоге это объясняется цикличностью работы левого и правого каналов Нади (Иды и Пингалы), которые отвечают за расслабление и бодрствование, а также деятельность разных полушарий мозга. Каждые 1−2 часа происходит смена активной ноздри, что влияет на все процессы в теле. Это чёткий и слаженный природный механизм, по которому можно определить своё физическое и психологическое состояние, а также нарушения в работе органов и систем организма.

Три Свары

Попеременное дыхание — важная часть Свара йоги, указывает на проявление разных потоков энергии и гун материальной природы.
  • 1 Свара связана с левой ноздрёй (Ида);
  • 2 Свара течёт сквозь правую (Пингала);
  • 3 Свара проходит через обе ноздри (Сушумна).
Благодаря их деятельности наш организм работает точно как часы (переваривает пищу, вырабатывает гормоны, регулирует сон и бодрствование). Может показаться, что всё это происходит происходит автоматически, и мы не замечаем этих сложных механизмов, пока не почувствуем слабость или недомогание. Но в текстах по Ведической космологии (Бхагавата-пуранах) описано, что за каждый физический процесс в теле отвечает определённая божественная энергия или полубоги. Например, о росте волос заботится Ошадхья, об осязании — Онила, за речь отвечает Адхидайва. Можно сказать, что ничего не функционирует само по себе, и для целостности тела и духа необходима слаженная работа всех центров.

Свара йога пробуждает разные энергии (чакры) и грантхи (связывающие узлы). Три Свары в теле человека соотносятся с тремя основными системами — ум (Читта), жизненная сила (Прана) и дух (Атма). Ум управляет пятью органами восприятия (глаза, нос, язык, уши, кожа), вторая Свара отвечает за органы действия (говорение, ходьба, работа выделительной и половой системы), а божественный дух контролирует все процессы.

Всё про дыхание в практике

Каждому виду деятельности соответствует определённый вид дыхания. В «Гхеранда Самхите» говорится, что уменьшение длины выдоха увеличивает жизнеспособность и концентрацию, напряжённая умственная работа делает дыхание коротким и прерывистым, а в состоянии Самадхи оно совсем незаметно. В практике Свары наблюдению за дыханием отведена особая роль. В Бихарской школе йоги есть обучение, в ходе которого ученики в течение 6 месяцев наблюдают за активностью периодов Свары, подстраивая весь распорядок дня под циклы дыхания. Активная деятельность планируется на время преобладания дыхания правой ноздрёй (энергия Солнца), а спокойная в те часы, когда человек дышит левой (энергия Луны).

Значение правой и левой ноздри

Ида и Пингала — два основных канала для поступления Праны в организм, отождествляются с левой и правой ноздрёй. Их часто называют Луной (Чандра нади) и Солнцем (Сурья нади) и сравнивают с двумя цепочками, которые проходят по двум сторонам тела параллельно друг другу. Они символизируют женскую и мужскую энергию, Инь и Ян, Шива — Шакти, физический и духовный аспекты. Эти две противоположные энергии уравновешиваются при помощи главного огненного канала — Сушумны, который идёт прямо от основания позвоночника, не отклоняясь вправо и влево, проходит через все центры, встречаясь с Идой и Пингалой в Аджна чакре. Именно Сушумна уравновешивает нервную систему и выравнивает правую и левую стороны, помогая человеку пребывать в балансе и управлять пранической энергией.

Но активировать Сушумну не так-то просто;) Для этого необходима практика Свара йоги, которая стремится к спокойному ровному дыханию обеими ноздрями. Но перед этим важно понять, какая деятельность активизирует дыхание правой или левой ноздрёй и на что это влияет.

Солнечной энергии подходит:

  • бизнес-переговоры, совещания, заключение договоров о сотрудничестве;
  • чтение книг, писательство;
  • развлечения, праздники;
  • для мужчин — общение с противоположным полом;
  • спорт, интенсивная физическая работа;
  • длительное путешествие;
  • употребление твёрдой пищи.
Лунной энергии подходит:

  • общение с начальством, планирование стратегии развития;
  • приятные встречи с друзьями;
  • для женщин — общение с мужчинами;
  • переезд в новое место жительства;
  • денежные вложения;
  • умеренная физическая нагрузка, Йога Нидра, Инь йога, медитации;
  • короткие поездки;
  • жидкая пища.

Дыхание правой ноздрёй усиливает пищеварение, пробуждает энергию в теле, заряжает клетки кислородом и помогает согреться в холодную погоду. Такие техники, как Бхастрика или Капалабхати можно отнести к солнечным практикам. Сурья Нади часто активирована у людей с преобладающей Питта конституцией, так как она связана с энергией огня. Дыхание левой ноздрёй помогает охладить тело и ум, успокоиться и замедлиться. Во время активности лунного канала благоприятно принимать решения, заниматься духовными практиками, творчеством.

На рассвете и закате обе ноздри дышат одновременно и энергии Солнца и Луны пребывают в равновесии и в гармонии с природой. Поэтому это время считается особенно благоприятным для практик йоги, пранаямы, молитвы, медитации. На восходе в пространстве преобладает Саттва гуна, которая гармонизирует течение Праны в теле. Но всё индивидуально. Если у человека есть проблемы со здоровьем, то циклы Свары будут сбиты и идти не правильно. Изменить это можно, зная ведущую ноздрю и выполняя упражнения, которые помогут её сменить.

Что такое ведущая ноздря и как её определить

Понять, какая сторона сейчас ведущая, можно если закрыть правую ноздрю и подышать другой 2−3 минуты. Затем поменять направление и выполнить тоже самое через левую ноздрю. Вам сразу станет понятно, какая сторона дышит лучше другой. После можно лечь на бок активной ноздри и остаться в этом положении на 5−7 минут. Таким образом, произойдёт смена работающей ноздри.

Зачем менять активную ноздрю?

  1. Устранить сбои в деятельности гормональной системы (депрессия, бессонница, тревожность).
  2. Уменьшить температуру тела при избыточном жаре.
  3. Улучшить пищеварение.
  4. Согреться в холодное время года.
  5. Нужно быстро поменять сферу деятельности (после класса медитации провести бизнес-встречу).
  6. Если одна ноздря активна больше двух часов в сутки.

Конечно, можно менять активность ноздрей в зависимости от ситуации и времени суток, используя знания Свара йоги для достижения своих целей. Но в трактате Шива Свародайя говорится, что главная причина дисбаланса циркулирования Свары возникает из-за неправильного состояния души. Когда человек доволен тем, что имеет, находится в согласии со своей природой, его ум свободен от ожиданий и предрассудков, все Свары естественным образом гармонизируются с природными циклами. Но когда внутри себя человек находится в постоянной гонке, сравнивает себя с другими и впадает в иллюзию собственных желаний, он пребывает в Раджа гуне, его ум взбудоражен, и энергия начинает течь неправильно. Секрет к управлению жизненной силой лежит не в том, чтобы уметь переключаться Свары с одной на другую, а в способности пребывать всегда в удовлетворённом, позитивном состоянии расслабления и созерцательного присутствия.

Ритмы дыхания

Вдохи и выдохи в Свара йоге имеют сакральное значение, связанное с Панча Таттвой — пяти элементами. Они наполняют тело Праной в течение одного часа и сменяют друг другу в соответствии с суточным ритмом. За 60 минут человек делает около 900 циклов дыхания, который можно разделить на 5 этапов.

  1. Земля — 300 дыханий за 20 минут.
  2. Вода — 240 дыханий за 16 минут.
  3. Огонь — 180 дыханий за 12 минут.
  4. Воздух — 120 дыханий за 8 минут.
  5. Акаши (эфир) — 60 дыханий за 4 минуты.

Такой цикл повторяется каждый час при смене правого и левого канала. Каждый элемент может воздействовать на длину вдоха и выдоха, что зависит от индивидуальных особенностей личности. Для этого достаточно понаблюдать за своим дыханием в течение дня. Такая простая практика может потребовать больше усилий, чем кажется. Задумайтесь, как часто вам удаётся осознать своё дыхание, его длину и частоту? Обычно мы не замечаем таких тонких процессов, и не связываем своё состояние с манерой дыхания. Но учителя Свастха йоги считают, что по дыханию можно многое рассказать о человеке — здоровье, характер, поведение, как он смотрит на мир и принимает решения. Например, гнев повышает элемент огня в теле и нарушает равновесие трёх субстанций или дош в теле — слизь (земля+вода), желчь (огонь), ветер (воздух). Сгармонизировать эти настроения можно с помощью техник дыхания.

Техники контроля над дыханием

Свара йога напрямую связана с чакральной системой, поэтому методы концентрации и управления дыханием не практикуются отдельно, а вместе с мудрами и мантрами, которые соответствуют определенному энергетическому центру. Но чтобы управлять элементами нужно сначала познакомиться с их природой и свойствами. Одной из таких техник является Шанмукхи мудра.

Как выполнять?

  • Садимся в удобное положение — Сиддхасана, Сукхасана или Ардха Падмасана.
  • Выполняем Шанмукхи мудру, закрывая пальцами рук уши, глаза и нос (5 отверстий отражают 5 таттв).
  • Сворачиваем язык трубочкой, вдыхаем воздух через рот, задерживаем дыхание и надуваем щёки. Стараемся расслабить горло и голосовую щель. Задержка должна быть комфортной, без усилий. Если появляется напряжение, то делаем довдох, отпускаем щёки и выдыхаем через нос.
  • Вдыхаем через рот и наблюдаем за движением праны от Муладхары к Аджна чакре.
  • Выполняем Антар-кумбхаку — комфортную задержку на вдохе. Можно добавить Шанмукхи мудру, закрывая пальцами все отверстия на голове, включая рот.
  • Добавляем Кхечари мудру с лёгкой Джаландхара бандхой.
  • Фиксируем внимание в точке межбровья.
  • Отпускаем горловой замок и вдыхаем через нос.

Начать осваивать технику можно постепенно, выполняя каждый этап отдельно и затем вместе, собирая их в одно упражнение. Важно сохранять внимание на Аджна чакре на протяжении всей практики. Сохраняя глаза закрытыми, всегда направляем внутренний взор в эту точку и наблюдаем за ощущениями. Может появиться цветовая визуализация, которая указывает на связь с конкретным элементом.

  • Жёлтый — Таттва земли.
  • Красный — Таттва огня.
  • Белый — Таттва воды.
  • Синий — Таттва воздуха.
  • Смешанные цвета — эфир.
Возможно у вас не сразу получится разглядеть цвет и будет казаться, что вокруг нет ничего кроме темноты. Но с регулярной практикой вы научитесь различать и видеть цвета разных элементов. Свами Сатьянанда Сарасвати говорит, что для такого результата нужно заниматься ежедневно утром и вечером на протяжении 6 месяцев. Шанмукхи мудру лучше всего практиковать после занятий Хатха-йогой.
Освоить пранаямы, выполнять их правильно и безопасно можно с крепким фундаментом знаний, который вы получите на курсе «Преподаватель Хатха-йоги».
Если такая практика слишком сложна для вас, стоит начать с Аджапы — повторение мантры без повторения. Смысл техники заключается в том, что вам не нужно вслух повторять текст или думать о нём, мантра становится вашим естественным дыханием. Например, Сохам, где Со — вдох, Хам — выдох. Можно выполнять эту практику где угодно — дома или на улице, во время прогулки или ожидания. Кроме того, существует ещё 7 аджап (мантр), связанных с чакрами и божествами каждого центра.

  • Муладхара — Ганеша.
  • Свадхистана — Вишну.
  • Манипура — Рудра.
  • Анахата — Шива.
  • Вишудха — Панчавактра (Пятиликий Шива).
  • Аджна — Ардханаришвара (объединенная форма Шивы и Парвати).
  • Сахасрара — гуру (духовный учитель).

Все перечисленные методы подготавливают почву для быстрого входа в состояние медитации (за 15−20 секунд). Это возможно, когда сознание полностью очищено и потоки праны (Ида, Пингала, Сушумна) движутся свободно без препятствий.

Польза дыхательных техник

От правильной смены циклов Свары зависит состояние нашего тела и ума. Если один из каналов Нади заблокирован, то блокируется работа нервной системы и функционирует только одно полушарие мозга. Поэтому очень важно включать посильные дыхательные упражнения в свою практику, которые будут приводить в баланс психофизическое состояние и предупредят возникновение многих болезней.

Чрезмерная активность левого канала может вызвать проблемы с пищеварительной и дыхательной системой, а перекос в сторону правого канала провоцирует гипертонию, язву и повышенную кислотность желудка. Согласно Шива Свародайе эти заболевания вызваны переохлаждением или перегревом тела. Один из способов регуляции этих процессов — сохранение правильного положения тела во время сна.

Свара йога в повседневной жизни

Свара йога практична и применима для всех. Она помогает достигать наивысшего результата в разных делах, если выполнять их в подходящее время, которое соотносится с активностью элементов.

  1. Таттва земли способствует материальному процветанию благодаря постоянной работе без материальных вложений.
  2. Таттва воды отражает непостоянное и изменчивое будущее, её гармонизирует спокойная размеренная деятельность.
  3. Огненная таттва разрушает планы и иллюзии. Связана с материальными ценностями и мыслями о деньгах.
  4. Таттва воздуха схожа с элементом огня, так как обладает стихийностью. и может вмешаться в любые планы. Например, когда человек опаздывает и бежит к автобусу, а люди вокруг преграждают ему путь, действует энергия ветра. Воздух отвечает за дисциплину и ориентацию в пространстве.
  5. Таттва эфира растворяет мысли и переживания, способствует медитации и размышлениям.

Обладая знаниями о циклах Таттв, можно спланировать не только свой день, но и узнать пол будущего ребёнка. Подходящим временем для зачатия мальчика считается период Притхи (земли), а для девочки — Апаса (воды). Считается, что дети, рождённые в этот отрезок времени, будут удачливы и успешны.

Вместо вывода

Свара йога в очередной раз подтверждает, что всё нужно делать вовремя. Когда человек живёт в гармонии с природными циклами, он обретает настоящее благословение свыше. Оно выражается в устойчивом сознании, позитивном уме и здоровом теле. Возвышенная цель Свара йоги проявляется в материальном опыте, через который можно проверить знания на практике и конкретных примерах. В конечном итоге Свара йога в корне меняет представление человека о жизни, запуская мощный внутренний генератор, ведущий к духовному самоосознанию.
Если вы хотите начать свой путь в йоге, разобраться в философии, разложить все знания по полочкам и стать экспертом в практике, записывайтесь на курс «Преподаватель Хатха-йоги». Вы научитесь заниматься самостоятельно, достигать результатов и обучать других людей. Оставляйте заявку ниже, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все вопросы.
Автор статьи: Анастасия Шадрина
Сертифицированный преподаватель Хатха-йоги,
Блогер
Сохраните себе ссылку на статью

Читайте также:

5 практик от наших экспертов
Начните прямо сейчас!
Только до
Скачайте гайд "О чем молчит Шавасана" и получите бесплатный видео урок!
15.01.2024
история: Шавасана как маленькая смерть - природа страха
миф: самая простая или самая сложная асана?
+ Бонус: Урок "Шавасана как инструмент преподавателя йоги"
польза, противопоказания, ошибки
вариации Шавасаны
преподаватель йоги, методист, автор курса «Инь-йога: искусство расслабления и медитации»
Ирина Павлова
«О чем молчит Шавасана» гайд+видеоурок
Скачать бесплатно