ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Яма Нияма — что это такое? Ступени йоги: заповеди, принципы гармоничной жизни

21 октября 2022
Когда мы погружаемся в новое дело, то сначала видим лишь верхушку айсберга и даже не догадываемся, какая большая у него основа. Так же и с йогой ― многие практикующие занимаются в студии годами и не знают, что йога начинается вовсе не на коврике. Практика асан ― это вершина айсберга. А что же тогда под водой? Если нырнуть глубже, то йога окажется не просто тренировкой в студии, а настоящим древним учением с продуманной философской системой. Йога может быть и в повседневной жизни ― когда мы дышим, работаем, стоим в очереди или пробке. Для этого не нужно постоянно носить с собой коврик. Согласно традициям, достаточно соблюдать нравственные принципы Яма и Нияма: две первые ступени йоги.
Какая она, йога вне коврика? Только первое впечатление настораживает, слушая все эти «Ямы», «Астеи», «Ахимсы». Можно подумать: «Вот она ― отсюда начинается секта… Кажется, мне пора домой». Однако если разобрать каждый принцип по отдельности и разложить их по полочкам, всё станет вполне логичным и понятным.

Йога ― это целая система, по которой можно получить намного больше, чем просто гибкое и сильное тело. Вы постепенно духовно развиваетесь, даже если изначально это не было вашей целью. Ступени и принципы йоги созданы для того, чтобы этот путь был последовательным и наполненным смыслом.

В сегодняшней статье разберёмся, что такое Яма и Нияма, что они дали древнему йогу и как меняют жизнь современного человека?
Содержание
Примерное время чтения — 10 минут.

Яма Нияма принципы гармоничной жизни

Чтобы понять суть вещи, бывает достаточно узнать её предназначение. Как появились нравственные принципы жизни йогина?

Первые две ступени йоги, Яма и Нияма, были сформулированы в древнем тексте «Йога-сутры» индийским мудрецом Патанджали. Как мы уже писали, в Хатха-йоге есть 8 ступеней. Начальные принципы могут подготовить человека к наиболее сложным — например, медитативным.

Принципы Яма и Нияма в жизни учат взаимодействовать с внешним и внутренним мирами. Практика этих принципов позволяет найти всё самое важное и ценное внутри нас, что мы не смогли бы разглядеть в повседневной жизни. Также мы можем столкнуться с нашими тёмными сторонами, но пусть это вас не пугает, ведь практика ― это своего рода ритуал по обузданию собственного эго.

Цель йоги ― это Мокша. Именно на пути к ней практик проходит 8 ступеней йоги, а помогает ему в этом система моральных и нравственных принципов, сформулированная в первых двух ступенях. Мокша в переводе с санскрита значит «освобождение». Это состояние свободы от тревог, навязанных желаний, чувства страха или гнева.

Практикуя йогу как физические упражнения, мы полируем свой горшок (тело), а обретя Мокшу ― освобождаемся от него.
Эта концепция отзывается Виктории Бхаскаран Наир, преподавателю Академии Йоги. Она рассказывает о ней в своих лекциях по истории и философии йоги. Узнайте всю глубину этой древней практики на курсе «Преподаватель Хатха-йоги».

8 ступеней йоги: краткий обзор

1
Яма ― это ваши отношения с окружающим миром. Это свод правил и норм поведения, направленных на других. Включает в себя 5 базовых принципов, на которых мы подробно остановимся чуть позже.
2
Нияма ― это ваши отношения с самим собой. Подразумевает систему ценностей для обустраивания комфортного и благополучного внутреннего мира.

Яма Нияма принципы представляют собой основу йогической системы. Когда практикующий познакомится с ними, то у него уже не будет вопроса «с чего начать?». Он сможет применить их в жизни, даже если он ещё не практикует на коврике. Это тоже будет йогой.
3
Асана ― это практика на коврике. Состоит из поз и упражнений, подготавливающих тело к длительным медитациям. На этом этапе мы укрепляем и растягиваем мышцы, работаем над балансом, учимся управлять телом и прислушиваться к его сигналам. Поза может считаться завершённой, когда вы перестаёте делать усилие для её удержания.
4
Пранаяма ― это дыхательные практики и техники, направленные на работу с внутренней энергией, мыслями и эмоциями. Итог практики Пранаямы — освобождение ума от оценочного суждения и подготовка сознания к медитации.

Некоторые преподаватели йоги видят первые 4 ступени не как лестницу со ступеньками, а как дерево. Они считают, что Яма, Нияма, Асана и Пранаяма должны развиваться одновременно и слаженно. Вы можете выбрать свой вариант подхода к этой системе. Но можно точно сказать, что без первых четырёх ступеней будет непросто прыгнуть на пятую.
5
Пратьяхара ― это отвлечение чувств от внешних объектов и раздражителей. Пятый шаг учит нас контролировать чувства. Это состояние приходит в результате практики первых четырёх ступеней.
6
Дхарана ― это концентрация и сосредоточение ума. Лучшим объектом для концентрации, по мнению Патанджали, является мантра «ОМ».
7
Дхьяна ― созерцание, медитация без концентрации внимания на объекте.
8
Самадхи ― полная духовная самореализация, экстаз. Б.К.С. Айенгар описал это состояние так: «Когда и эмоции, и интеллект пребывают в тишине и не колеблются, йогин впервые испытывает покой ощущений, за которым следует покой ума, затем приходит опыт, еще более исключительный и зрелый ― опыт духовного покоя, освобождающий йогина от мирских мыслей и забот».
Одно следует за другим — было бы странно и нелогично начинать практику сразу с Дхараны. Когда тело не слушается, мысли путаются, а мы сами не в ладах с собой и внешним миром — сложно долго удерживать концентрацию.

Важно осваивать каждую ступень последовательно и начать с фундамента древней индийской практики ― с Ямы и Ниямы.

Для простоты восприятия мы собрали все базовые принципы первых двух ступеней в одной таблице.
Итого в йоге насчитывается 5 Ям и 5 Ниям. Они представляют из себя свод правил, которые обещают гармонию вокруг практикующего, если тот будет им следовать. Пришло время «нырнуть» глубже и досконально разобраться в тонкостях Ямы и Ниямы.

Ступень Яма в йоге

Ямы подразумевают некоторые ограничения и запреты, чтобы наше взаимодействие с окружающими было экологичным. Порой напрашивается вопрос «А почему нужно следовать каким-то правилам?» Всем нам известно понятие кармы, но при этом многие видят её по-своему. Для кого-то ― это когда коллегу в офисе преследует череда неудач из-за вредного характера. В Индии же карма ― это совсем не обязательно пресловутый бумеранг. Карма означает закон причинно-следственных связей. Индийцы верят, что все наши поступки, слова, мысли приведут к какому-то результату. Поэтому, нарушая принципы Ямы, мы обречены «спотыкаться» о последствия наших действий.

5 Ям в йоге

Ямы осваиваются так же последовательно, как и все ступени йогической философской системы. Одно правило не может существовать без предыдущего, поэтому начнём мы с самой первой и ключевой Ямы ― Ахимсы:
1
Ахимса ― принцип ненасилия на уровне силы, речи или ума. Вполне простое правило, согласны? Редко кого в детстве поощряли за драки или брань. Непричинение вреда распространяется на всё, что вас окружает: людей, животных, природу.

Стоит придерживаться этого принципа, когда вы практикуете асаны на коврике. Наверняка вы уже слышали от преподавателей фразу: «Не идите в позу через боль». Этим йога особенно отличается от многих видов спорта ― мы не насилуем организм, не практикуем, если переутомлены, не терпим боль, чтобы впечатлить учителя или соседа по коврику. Опытные йогины рекомендуют ещё пересмотреть свою диету, чтобы не вредить организму «мусорной» едой. Они советуют отказаться от фастфуда, алкоголя и всего того, что явно не делает йогина здоровее.
2
Сатья ― правдивость. Что значит быть честным для йогина? Это значит думать, говорить и поступать одинаково.

Принцип правдивости только кажется простым ― не лги и всё. Однако на деле Сатья не лишена коварства. Какие ловушки могут подстерегать йогина и как их избежать?

Первая ловушка ― это причинение насилия правдой. Порой люди высказывают непрошенное мнение или советы, аргументируя свою несдержанность Сатьей — мол, я же должен говорить правду. Чтобы не попасть в эту ловушку, помните о том, что принципы Ямы должны соблюдаться в комплексе. То есть Сатья существует только рядом с Ахимсой и остальными принципами Ямы. Не доводите правдивые высказывания до хамства и не позволяйте этого другим.

Вторая ловушка ― умалчивать правду или откровенно лгать «во благо». Бывают ситуации, когда ложь во спасение кажется самой правильной альтернативой. Но мы не решаем за других людей, что им знать можно, а что ― нет. Искажая информацию, мы искажаем действительность. Окружающие и даже мы сами можем начать видеть мир не таким, какой он есть. Так мы начнём принимать неправильные решения, опираясь на иллюзии.

«Нет предела человеческим возможностям, силе слова и силе ума».

Патанджали, автор сборника «Йога-сутры»


Иначе говоря, слово в индийской философии имеет такую же силу, как и действие. Поэтому речи и даже мыслям уделяется особое внимание. Слово не должно быть лишним и непрошенным, не должно причинить вред или ввести кого-либо в заблуждение.
3
Астея ― неприсвоение себе чужого. Принцип основан на теории, что Вселенная постоянно стремится к балансу ― тот, кто украл, потеряет столько же или даже больше (вспомните карму как причинно-следственный закон). Это касается не только вещей: нельзя присваивать себе чужие мысли, идеи, достижения. С точки зрения йоги, практикующий обретает спокойствие и удовлетворение жизнью, когда начинает наслаждаться тем, что он имеет, без оглядки на чужие достижения или неудачи.
4
Брахмачарья ― сдержанность, воздержание от страстных желаний. Сексуальная энергия ― самая сильная и отчасти движущая человеком. Она даёт нам творчество, новые идеи и силы, чтобы осуществить их. Поэтому в Древней Индии считалось важным не допускать её «сливания» на минутные удовольствия. В современном мире принцип Брахмачарья подразумевает неподчинение своим прихотям, «животным» желаниям.
5
Апариграха — неприсвоение себе лишнего. Этот принцип — о бережном отношении к ресурсам природы, которые сейчас истощает общество потребления. Мы покупаем только то, что нам нужно, и не тратим свою энергию на приобретение и обслуживание ненужных вещей.

Если вам нравится минимализм, то его идея тесно пересекается с Апариграхой. Многие минималисты убеждены, что охота за лишними вещами отнимает гору сил и времени. Например, нам пришла в голову идея купить автомобиль. Мы не планируем путешествовать, а место работы находится недалеко от дома. И всё же мы начинаем много работать, чтобы накопить деньги. Тратим время, чтобы выбрать хорошую машину ― будет же обидно купить «не совсем то». Каждый месяц переживаем, что цены растут, и в итоге берём кредит. Ещё несколько лет работаем на погашение долга и обслуживание вещи, в которой не было острой нужды. А могли бы уделять больше времени и внимания семье, меньше работать и уставать.

Часто люди пытаются получить то, что на самом деле им не нужно. Но философия йоги освещает это так: чем меньшим вы владеете, тем большее имеете.
Итак, в йоге содержится 5 базовых Ям ― это ненасилие, правдивость, неворовство, сдержанность, ненакопительство. Все они направлены на взаимоотношения йогина с окружающим миром. Давайте представим, что мы наладили этот контакт и теперь живём в гармонии с другими людьми, природой и животными. А что насчёт нашего состояния? Какие принципы смогут поддерживать здоровые взаимоотношения с внутренним миром и развивать его? Переходим к разговору о следующей ступени философской системы йоги ― Нияма.

Вторая ступень йоги Нияма

Принципы Ниямы взращивают в человеке такие качества, с которыми он может быть в абсолютной гармонии с самим собой, совершенствоваться и развиваться.

5 Ниям в йоге

1
Шауча ― чистота тела, ума и речи.

Остановимся сначала на самом простом и логичном, на теле. Тело ― это храм духа, и за ним нужно ухаживать. Чтобы оно оставалось работоспособным, важно поддерживать личную гигиену, чистоту одежды, питания, дома.

Чтобы соблюсти первую ступень йоги, Яму, нужно поддерживать чистоту ума. Ведь любые возможные действия, которые противоречат этим принципам, рождаются в голове. Не поддавайтесь на информационный «шум», учитесь не реагировать на вещи, которые предназначены для того, чтобы вызвать у вас эмоции (например, навязчивая реклама или СМИ).

Чистота слова здесь тесно пересекается с принципами Ямы Сатьей и Ахимсой. Нужно говорить честно и по существу, соблюдая ненасилие по отношению к собеседнику. Также не захламляйте свою речь ненормативной лексикой, она тоже может ранить.
2
Тапас ― аскеза или самодисциплина. Для накопления энергии нужно не только ограничивать свои плотские желания, но и приводить свои ум и тело к порядку. Это терпение, ограничение себя в чём-либо.

Первое, что может прийти на ум в виде аскезы ― практика йоги на коврике. Во-первых, это приучает к дисциплине, например, практиковать по режиму, не пропускать занятия. Во-вторых, тренируется то самое терпение ― во время практики мы неизбежно испытываем дискомфорт, большинство поз для неподготовленного тела неудобны. Мы пропускаем через себя эти неприятные ощущения, осознанно в них находимся и позволяем им уйти или остаться.
3
Сантоша — благодарность за то, что имеешь. Этот принцип Ниямы пересекается с Ямой ненакопительства. Это уже не первая отсылка к Яме, заметили? Поэтому Нияма именно вторая ступень йоги.

Человеческому уму свойственно нагнетать на себя мысли о том, что ему чего-то не хватает для счастливой жизни. Когда удовлетворены базовые потребности в еде, воде, крове, безопасности, мы начинаем хотеть чего-нибудь ещё. Но если взрастить в себе благодарность за то изобилие, которое у нас есть, появляется спокойствие. Исчезает зависть, гнев, чувство несправедливости.

Чувство благодарности нужно растить. Можно, например, как советуют психологи, каждый вечер писать 5-10 вещей, за которые вы искренне благодарны. Это помогает менять мышление, переключать внимание с негативных событий на позитивные и делать эффект удовлетворённости от этих моментов длиннее.
4
Свадхьяя ― самообразование. Означает изучение информации, не искажающей реальность. Замещение негативного представления о мире на адекватное.


«Свадхьяя имеет два аспекта. Во-первых, это изучение священных писаний ради обретения священной мудрости и понимания нравственных и духовных ценностей. Во-вторых, изучение самого себя, начиная от тела и заканчивая собственной самостью.»

Б. К. С. Айенгар в книге «Йога-сутры. Прояснение»
Что значит это самообразование? Изучение текстов, о мире, общение с опытными учителями йоги, изучение философии. Йогину, вставшему на путь духовного развития, предлагается изучить ряд древних текстов, написанных мудрецами. Мы советуем ознакомиться с такими текстами, как:

  1. «Йога-сутры» Патанджали. Сборник, в котором подробно описана теория и практика йоги. Считается базовым текстом индийской философской школы. Именно Патанджали сформулировал описание восьми ступеней и их базовых принципов.
  2. Веды. Собрание самых древних писаний индуизма. Насчитывают 4 основные Веды ― Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.
  3. Махабхарата. Всемирно известное произведений литературы, которое содержит в себе «всё на свете». В индийской традиции его называют «пятой Ведой».
  4. Рамаяна. Древнеиндийский эпос, в котором затрагиваются вопросы человеческого существования и понятие Дхармы (предназначения). В поэме можно найти учения древних мудрецов.

Важно во время изучения писаний стараться делать это вдумчиво и тщательно, искать подтверждение предложенным мыслям. Так можно избежать путанницы и движения по ложному пути.
Есть еще один простой способ самоизучения ― наблюдение за собой во время йоги. Важно следить за дыханием, замечать, когда оно утяжеляется или останавливается. На занятии мы изучаем возможности тела, его сильные и слабые места и помним: практика исключает насилие над собой.
5
Ишвара Пранидхана — посвящение заслуг Всевышнему. Этот принцип означает, что все наши благие поступки мы направляем какой-то Высшей силе. Часто до или после практики йоги преподаватель просит вас сформировать намерение или большую идею во благо. И всю практику мы делаем не для того, чтобы стать гибкими и красивыми, а чтобы принести пользу всему живому.

Можно сказать, что так мы искореняем собственный эгоизм. В Индии принято посвящать свою практику Богу. Но можно направить свои усилия Вселенной, Солнцу, природе, родителям, всему человечеству ― то есть тому, что больше нас самих.
Философия йоги необъятна и требует постоянного изучения. Ещё больше о древней практике вы можете узнать на нашем курсе «Преподаватель Хатха-йоги».
Многие йогины начинают знакомство с практикой сразу на четвёртой ступени ― на коврике. Сначала они замечают изменения в теле, в сознании, и уже потом им хочется идти глубже. От своего учителя или в интернете они узнают о восьмиступенчатой системе йоги, начинают следовать её принципам и получать значительные изменения в личной практике и жизни.
Яна Новожилова, выпускница 18-го потока Академии Йоги:

«Узнав однажды о существовании восьми ступеней йоги, я начала задумываться, какие духовные принципы я уже применяю в жизни, а какие ― нет. Оказывается, мне бывает трудно их придерживаться. Например, взять Ахимсу. Я по своей сути ― достигатор. Мне хочется совершенствовать асаны любой ценой. Но эти правила жизни возвращали меня на землю. Вскоре я получила травму колена, потому что очень хотела побыстрее завернуться в позу лотоса. Я нарушила Ахимсу и сразу же получила ответ от Вселенной: «Не спеши». Лекции по философии йоги в Академии сложили пазлы ― мою практику асан и основные духовные принципы. Я поняла, что Ахимса ― это ненасилие не только к окружающим, но и по отношению к себе. С использованием этих принципов йога становится по-настоящему целостной и эффективной. Потому что йога начинается не на коврике, а внутри тебя».

Знакомиться с йогой на коврике ― нормально. Но чтобы не навредить самому себе, важно прислушиваться к преподавателю, с которым вы занимаетесь. Грамотный учитель йоги предупреждает о противопоказаниях, внимательно следит за тем, чтобы практикующие всё делали правильно. Также не бегите вперёд паровоза, если увидели на соседнем коврике продолжающего практика. Не стоит обманывать себя и окружающих ― если какие-то асаны недоступны, не заныривайте в них «с разбега». Это вряд ли приведёт к прогрессу в практике.

Со временем ваша любознательность откроет более глубокое понимание йоги. Вы начнёте изучать древние тексты, общаться с учителями и задавать им вопросы. Так Свадхьяя естественным образом вольётся в вашу повседневную жизнь.

Вышеописанное означает, что йога ― это не просто прийти в студию, расстелить коврик и встать на голову. Суть йоги ― это служение и посвящение себя во благо всех живых существ. Практика очищает человеческий разум, освобождает тело от зажимов, чтобы состояние покоя уже никогда не покинуло вас. Таким образом, практикующий достигает мир внутри себя и гармонию в отношениях с окружающими.

FAQ / Самые популярные вопросы о Яме и Нияме

Что представляют собой Яма и Нияма?

Яма и Нияма ― это первые две ступени йоги, без чего вдумчивому йогину будет трудно обойтись. Это фундамент, на котором строится его практика. Как уже говорилось в статье, несоблюдение этих принципов приведёт к постоянным спотыканиям о свои ошибки. Принципы Яма и Нияма способствуют прогрессу на коврике, ощущению внутреннего спокойствия и благополучия.

Что такое Свадхьяя?

Свадхьяя ― это важный принцип йоги, подразумевающий постоянное самообразование, изучение внутреннего и внешнего мира. Это создание адекватного мировоззрения путём чтения древних текстов, общения с более опытными практиками и учителями, накопления собственного жизненного опыта.

Что такое Ишвара Пранидхана?

Проще говоря, Ишвара Пранидхана означает, что все ваши действия, достижения и личная практика на коврике должны быть направлены на благо всего, что вас окружает, а не на собственное благополучие. Это главный инструмент по взращиванию альтруизма.

Сколько ступеней в йоге?

Мудрец Патанджали сформулировал 8 ступеней йоги в древних текстах «Йога-сутры». Первые две ступени Яма и Нияма диктуют нормы поведения для взаимодействия с окружающим и внутренним миром. Асана и Пранаяма ― это практика поз на коврике, дыхательные упражнения, работа с телом. Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи ― последние 4 ступени йоги, направленные на работу с вниманием и концентрацией.

Сколько поз в хатха йоге?

Принято считать, что асан в Хатха-йоге столько же, сколько живых существ на Земле. Это значит, что поз насчитывается около 8 миллионов.

Что такое Самадхи?

Самадхи возникает внезапно во время медитации. Все мысли в этот момент прекращаются, а медитирующий может познать истину и прекратить все виды страдания. Сейчас некоторые йогины не рекомендуют воспринимать это явление как чудо, но в Индии считают, что из состояния Самадхи уже нельзя вернуться ― это полное освобождение.

Вместо итога

Чтобы достигнуть Мокши ― состояния полного освобождения ― нужно переплыть Океан Сансары. Океан Сансары ― это жизнь на Земле. Она всячески вас отвлекает, заманивает желаниями, щекочет эмоции. Так многие люди тонут в этом Океане. Но в Индии верят, что переплыть этот Океан можно, только если исполнять свою Дхарму ― предназначение. Например, быть родителем, врачом, полицейским или учителем.

Однако это бывает довольно сложно, когда Океан Сансары постоянно хочет вас затянуть подальше, чтобы вы заблудились на выбранном пути. Йога ― это инструмент, который поможет вам не сбиваться с дороги предназначения. Йога ― это весло, с помощью которого вы доплывёте до своей цели.
Практикуйте йогу, и она приведёт вас к желаемому. А если вам интересно стать настоящим экспертом и вести других людей по дороге гармонии и здоровья, заполняйте форму ниже — мы свяжемся с вами и расскажем подробности о курсе «Преподаватель Хатха-йоги».
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Автор статьи: Анастасия Серебринникова
дипломированный преподаватель Хатха-йоги,
йога-блогер
Комментарии для сайта Cackle