На первый взгляд практика может показаться простой — она не подразумевает бхакти йога упражнения, регулярного выполнения асан и тех ступеней, которые описываются
Патанджали в «
Йога-сутрах». Но это лишь внешний фасад, за которым скрывается трансцендентная реальность — совершенное знание о материальном мире, о стоящей за ним духовной природе и об источнике их обоих. Это определение даёт Кришна во 2 стихе 7 главы «Бхагавад-Гиты» в диалоге с Арджуной. Достичь такого восприятия сразу практически невозможно, так как мы познаём этот мир органами чувств и нам сложно осознать то, что находится за их пределами. Чтобы обрести этот опыт, двигаться нужно постепенно.
Рупа Госвами — один из учеников Шри Чайтаньи — в тексте «Бхакти-расамрита-синдху» раскрыл 9 ступеней практики бхакти йоги. Остановимся на каждом этапе подробнее.
1. Шраддха — вера. Она начинается с интереса, который может быть небольшим. Например, человек прочитал «Бхагавад-Гиту», ему понравилась философия, и он решил изучить метод бхакти, начал слушать лекции или посещать киртаны.
2. Садху-санга — общение в кругу преданных. Постепенно вы знакомитесь с теми, кто практикует бхакти йогу, появляются друзья и близкие по духу люди. Это один из важнейших этапов, который помогает начать, укрепиться и продолжить практику.
3. Бхаджана-крия — практика преданного служения. Сюда входит правильная садхана и соблюдение 4 регулирующих принципов, на которых мы остановимся позже. В начале практика может быть неустойчивой, и это проявляется в резком энтузиазме, либо в полном безразличии. Также нестабильности способствует двойственность: когда человек разделяет духовную жизнь и материальную, считая, что если он отсечёт все материальные привязанности, его ум будет сконцентрирован только на практике. Но такой подход ещё больше привязывает человека к своим желаниям и превращает их в навязчивые состояния. Чтобы этого не произошло, важно начинать с малого, не менять всю свою жизнь за один день, а двигаться постепенно, выполняя то, что вам по силам.
4. Анартха-нивритти — устранение негативных привычек и качеств. В процессе медитации, качественного общения и постижения знаний, вредные привычки и деструктивные качества будут отваливаться естественным образом. Но это индивидуальный процесс, который возможен, если не ставить этот этап целью, продолжать преданное служение и работать над собой.
5. Ништха — постоянство и устойчивость в практике. Благодаря избавлению от анартх (очищению сердца от низменных желаний и потребностей), бхакти йог укрепляется в садхане. Это происходит, когда он преодолевает 5 препятствий:
- засыпание во время медитации и прослушивания лекций;
- отвлечение на разные мысли во время практики, когда параллельно человек думает о своих планах и делах;
- безразличие и отсутствие энтузиазма, механическая практика;
- негативные качества — обиды, гнев, зависть;
- рассеянность внимания и невозможность сфокусироваться на медитации.
6. Ручи — вкус к служению и садхане. Когда практика не вызывает усталости, а наполняет радостью и желанием узнавать больше. Этот и следующие этапы — высокие уровни, они требуют вдумчивой практики под руководством гуру.
7. Асакти — привязанность к Богу. Здесь в полной мере раскрываются духовные качества человека, а материальные отходят на второй план. Сюда можно отнести садху, святых, духовных учителей, которые посвятили свою жизнь проповеднической миссии.
8. Бхава — экстатическое чувство любви к Богу.
9. Према — чистая любовь к Богу.
Эти этапы нужны для достижения высшей цели метода бхакти йога.