Понятие джняна переводится с санскрита как «путь знания» — тот самый маршрут, на котором практикующий освобождается от иллюзий и пыли, что годами заслоняла его от того, что он искал. Зачастую мы чувствуем себя несчастными по одной причине — от недостатка знаний. Но не той информации, которую можно найти в учебниках, речь про интуитивные знания, которые часто связывают с состоянием озарения. Джняна йога позволяет восполнить этот пробел, и если человек готов принять знания, прочувствовать их, прожить, то он побеждает Авидью — то есть преодолевает двойственность. О ней мы и поговорим подробнее.
Когда человек погружается в воронку самоисследования, то зачастую обнаруживает внутри себя множественные «я» — то есть идентифицирует себя по-разному, отделяет собственное «я» от божественного. Он говорит себе: я — тело, в котором живу, я — мысли, которые приходят в голову, я — эмоцию, которые испытываю при взаимодействии с окружающим миром. Но что, если подвергнуть сомнению все эти и другие утверждения? Джняна йога — про уход от этой разделённости, принятие единства, снятие границы между собой и вселенским духом.
В Адвайта-веданте Джняна йога сводится к осознанию единства, отождествлению человека и Абсолюта. Его можно назвать иначе — Всевышний, Брахман, мировое сознание. Учение говорит о том, что дух человека и дух Абсолюта есть единое целое. Всё, что нас окружает, всё, что мы видим — плоды творений мирового духа и одновременно впечатления конкретного человека. А раз мы говорим про личное впечатление, то его можно подвергнуть сомнению — оно не достоверно, всё это лишь иллюзия. Сознание вводит нас в заблуждение, мы попадаем в ловушку незнания, где наша душа и душа Абсолюта — разные понятия.
Индийский мыслитель Гаудапада говорил о том, что мир сновидений и тот мир, который мы называем реальным, на самом деле не отличаются друг от друга — всё это относится лишь к нашим представлениям, которые далеки от истинного знания. По его мнению, всё приходящее — на самом деле не существует.
Но есть ли в этой всеобъемлющей иллюзии что-то реальное, на что можно положиться? Да — Брахман. И только достигнув полного освобождения —
Мокши — можно осознать свою тождественность Брахману и выйти из круга перерождений.
Как к этому прийти? Через медитации и другие духовные практики, которые и имеют отношение к понятию Джняна йога. И первое, чему стоит научиться — перестать отождествлять себя с чем-либо.