Три гуны материальной природы: Саттва, Раджас, Тамас

19 июля 2023
Всё, что мы можем наблюдать в материальном мире, начиная от явлений природы и заканчивая пищей, которую мы употребляем, имеет определённое качество. Что-то привносит в нашу жизнь больше благости и светлых чувств, другое будоражит нас, заставляет двигаться и действовать, а, взаимодействуя с некоторыми объектами, мы становимся вялыми и инертными.

Эти же качества мы можем наблюдать не только во внешнем мире, но и в своём уме: каждая возникающая мысль имеет определённый окрас, влияющий на восприятие реальности. С точки зрения философии индуизма, эти качества называются «гунами», и ими пронизана вся Вселенная. В том числе, и мы с вами. В этой статье мы подробно расскажем, какие бывают качества материальной природы, как три гуны влияют на нас и можно ли сделать свою жизнь более благостной, применяя духовные знания.
Содержание
Примерное время чтения — 12 минут.

Что такое гуны

Слово «гуна» с санскрита переводится как «верёвка» или «свойство, качество». Гуны — это три начала Майи (иллюзии мира), которые связывают и обуславливают человека. Под действием гун в течение времени меняется образ жизни, паттерн мышления и деятельность души. Стоит отметить, что гуны не являются «хорошими» или «плохими»: проявленную реальность нельзя назвать чёрной или белой, и всё здесь существует в гармонии, сочетаясь и компенсируя друг друга.

Поэтому материальные объекты включают в себя все три гуны природы, но какая-то из них всегда определяет ту или иную характеристику. В зависимости от того, что человек ест, как общается, какие выстраивает отношения, какое имеет внутреннее состояние, в нём может преобладать та или иная гуна, и она будет влиять на будущие решения, размышления, здоровье и поступки.

Индуистская философия Санкхья утверждает, что воздействие гун не распространяется на духовный аспект жизни, так как в духовном мире все объекты в Абсолюте выражают свою изначальную природу.

С точки зрения Аюрведы, тело человека состоит из пяти элементов: воздух. эфир, вода огонь и земля. А сознание характеризуется тремя гунами — Саттва, Раджас и Тамас. О каждой из них мы поговорим далее.

Саттва — гуна благости

Саттва — это свет, который ведёт к безусловной радости, любви, воодушевлению, духовной реализации. Эта энергия порождает истинное знание, благочестивые действия, просветление. Находясь в саттвичном состоянии, человек проявляет самые лучшие качества добродетели:

  • честность;
  • спокойствие;
  • доверие миру, принятие;
  • созерцание;
  • сострадание живым существам;
  • умение быть терпимым;
  • дисциплина;
  • стремление к божественному.

Взращивая в себе качества Саттвы и утверждаясь в них, мы становимся мудрыми, духовными, чистыми в мыслях и деяниях. Эта гуна переключает внимание с бесконечного поиска внешних материальных удовольствий на исследование своего внутреннего космоса. Всё, что настраивает нас на созерцание и дарит чувство покоя, можно считать Саттвичным.
Кстати, регулярные занятия Хатха-йогой помогают практикующему ощутить на себе влияние Саттва-гуны. А если вам интересны и другие аспекты практики йоги, рекомендуем пройти обучение на онлайн-курсе «Преподаватель Хатха-йоги».
Саттвичная пища

Как было упомянуто выше, на качества можно разделить все проявленные объекты. Три гуны материального мира оказывают влияние на пищу, которую мы потребляем. Когда еда становится частью нашего организма — она воздействует на физическое тело и сознание, которые начинают приобретать определённые свойства. И так по цепочке, в зависимости от гуны сознания, мы привносим в свои действия особые характеристики, и это касается всего. Наши действия влияют на других людей, и происходящие события тоже становятся обусловленными той или иной гуной.

Если человек употребляет саттвичную пищу, то качества его ума будут соответствовать гуне благости. К такой еде относятся продукты, дарующие здоровье, силу, чистоту и ясность: сочные фрукты и овощи, крупы, молоко и молочные продукты, семена, чистая вода. В целом — сбалансированное вегетарианское питание. Но важно отметить, что вегетарианский фастфуд и различные сладости/выпечка к Саттве не относятся (а жаль :)

Саттвичный человек, какой он?

Основные характеристики человека, находящегося в гуне благости:

  • Всегда выполняет свои обязательства, несёт ответственность за слова и поступки, решителен и уверен.
  • Смотрит на окружающий живой мир через призму мудрости, видя души, а не тела.
  • Не испытывает привязанности и, как следствие, страдания. Не привязан к результатам своей деятельности, совершает поступки из глубокого чувства любви и доверия.
  • Остаётся невозмутимым, несмотря на успех или неудачи, продолжает свою жизнь в спокойствии, исполняя долг.
  • Способен различать, что стоит делать в конкретный момент, а что — нет. Всегда исходит из чувства благодарности и благости.
  • Непоколебимо следует цели в практике йоги и духовных исканиях, испытывает вдохновение на пути к самоисследованию.

Раджас — гуна страсти

Раджас — это качество движения, желания, страсти. Именно сила Раджаса заставляет людей каждый день подниматься с постели, заниматься бесконечной деятельностью, зарабатывать деньги, развиваться, достигать чего-то. Глядя на современные тенденции, можно утверждать, что в нём преобладает именно раджасичная энергия. В этой гуне активно проявляются следующие качества:

  • страсть во всех её проявлениях;
  • вожделение;
  • корысть;
  • алчность;
  • желание бесконечного обогащения;
  • сексуальность;
  • сильная привязанность;
  • активная деятельность;
  • страдания;
  • жажда наслаждений.

Пребывая в гуне страсти, мы становимся целеустремлёнными в достижении успеха, зарабатывании денег, обретении популярности. Имеем ненасытное желание постоянно что-то делать, реализовывать и показывать себя другим.

При этом нельзя сказать, что это «плохая» гуна, так как без её влияния мы, скорее всего, ничего не стали бы делать, не имели никакой мотивации к развитию. Но три гуны материальной природы должны существовать в гармонии, а если Раджас начинает выражаться более ярко, это приводит к негативным для человека последствиям и страданиям.

Раджасичная пища

К такой пище относятся продукты, стимулирующие нервную систему человека. Это яркие, пряные, острые вкусы. Чрезмерно солёная, горькая, кислая, горячая еда относится к гуне страсти. Лук, чеснок, всевозможные специи, помидоры, острый перец, яйца, курица, рыба, кукуруза, кофе, чай.

Регулярно потребляя такую пищу, человек взращивает в себе качества Раджаса, что в дальнейшем увеличивает уровень страдания в его жизни.

Раджасичный человек, какой он?

Основные характеристики человека, находящегося в гуне страсти.

  • Пребывает в постоянной гонке, конкурируя с другими людьми и даже с самим собой. Пытается добиться успеха, независимо от моральных принципов и норм, готов на всё ради признания.
  • Все свои действия совершает из корыстных побуждений. Это часто относится даже к духовным практикам и аскезам.
  • Привязан к результатам своей деятельности, страдает, если что-то не получается сразу.
  • Может заниматься благотворительностью, но не с целью принести благо людям, а для собственной выгоды или статуса.
  • Легко отказывается от выбранного пути из-за страха или сомнений.
  • Видит в других людях (и в себе самом) только тело, не верит в сознание, как источник всего сущего, чаще скептически относится к духовному поиску, смотрит на всё с позиции материализма.
  • Готов чрезмерно много работать, несмотря на физическую и ментальную усталость, истощая свои ресурсы.
  • Стремится к чувственным наслаждениям, нестабилен в отношениях с людьми, «распыляет» себя.

Тамас — гуна невежества

Тамас означает абсолютное невежество, темноту, лень. Под воздействием этой гуны, человек будто спит наяву, он полностью проваливается под власть иллюзии и становится неспособным к различению. Можно сказать, что Тамас — полная противоположность Раджасу, то есть это тотальное бездействие на всех уровнях. Под влиянием Тамаса человеку свойственны следующие качества:

  • лень;
  • апатия;
  • сонливость;
  • депрессия;
  • отсутствие вдохновения и мотивации к чему-либо;
  • состояние «плыву по течению» и «ничего не нужно и неинтересно»;
  • глупость и безумие;
  • неосознанность;
  • глубокое страдание, которое человек даже не замечает.

Гуна невежества погружает человека в иллюзию, и все его мысли, слова или действия пропитаны заблуждениями. Долгое пребывание в Тамасе опускает человека на уровень животного. Он живёт удовлетворением базовых потребностей, не задумывается о причинах и следствиях своих поступков, не следует никаким моральным принципам, может легко причинять насилие себе и окружающим.

Тамасичная пища

Это несвежая, невкусная, чаще тяжёлая пища, которая делает человека инертным и неосознанным. К Тамасу можно отнести всю существующую вредную пищу, в особенности различные снэки, консервированные продукты с высоким содержанием добавок и красителей. Всё неестественное, сладкое, пересоленное, пережаренное, испорченное. Кстати, пища, которая была приготовлена день назад уже содержит в себе тамасичную энергию.

Сюда же относится употребление алкоголя, курение сигарет и использование веществ, изменяющих состояние сознания. Долгое время потребляя тамасичную пищу, человек скатывается во тьму и начинает болеть.

Тамасичный человек, какой он?

Основные характеристики человека, находящегося в гуне невежества:

  • Не интересуется жизнью, собой, окружающими, абсолютно инертный, спящий.
  • Постоянно вовлекается в ссоры, споры с другими людьми, не может контролировать свои эмоции, подвластен гневу, ревности, обидам и другим подобным чувствам.
  • Может быть жестоким, не заботится о себе и окружающих, наплевательски относится к природе.
  • Ведомый человек, которого легко склонить к безнравственным поступкам, «затуманить голову» псевдодуховными концепциями.
  • Может пожертвовать средства на то, что причинит другим людям вред и гордиться этим.
  • Готов на всё ради мимолётного наслаждения.
  • Не следит за физическим и ментальным здоровьем, не считает нужным исследовать себя и своё сознание.

Взаимосвязь трёх гун: переход от Тамаса к Саттве

В течение жизни каждый человек проходит путь сквозь все перечисленные качества. Три материальные гуны в любом случае оказывают воздействие, и хоть раз все мы обнаруживали в себе проявления Саттвы, Раджаса или Тамаса. Поэтому не стоит ругать себя за то, что в тот или иной момент времени вы проживаете разные состояния. Самое главное — стремиться к саттвичному образу жизни, где есть место для красоты, спокойствия и радости.

Что нужно делать, чтобы гармонично прийти к Саттве? Конечно, необходимо выполнять духовные практики. Хатха- и Раджа-йога — это те инструменты, которые позволяют сначала обнаружить и распознать, какая гуна преобладает в вас, а затем — начать работать с этими качествами. Честно признаваясь себе в несовершенствах и упущениях. Шаг за шагом, регулярно практикуя йогу, ученик освобождается от оков гун и выходит на новый уровень сознания.

Не хочется, чтобы после прочтения этой статьи у читателя возникло ощущение, что жить в соответствии с Саттва-гуной — слишком сложно или даже невозможно. На самом деле, всё проще, чем кажется. Но для духовного роста требуется регулярность и дисциплина. Можно начать с малого — включить в свой ежедневный распорядок дня 10-минутные медитации и небольшой комплекс асан. Подойдёт и Сурья-Намаскар в качестве зарядки. Со временем изменения в лучшую сторону проявятся сами собой.

Вместо вывода

Гуны — словно разноцветные краски, которыми мироздание рисует свою уникальную картину. И каждый человек волен выбирать, какими цветами он хочет разукрасить своё сознание в конкретный момент. Через духовные практики, служение людям и искренность по отношению к себе и к миру, мы можем взращивать наилучшие качества и делать жизнь более счастливой и гармоничной. Так почему бы не заняться этим?


А чтобы найти вдохновение к самопознанию и совершенствованию, можно окружить себя единомышленниками на духовном пути, и пройти обучение на онлайн-курсе «Преподаватель Хатха-йоги». Если вам интересно изучить йогу и стать проводником для других — оставляйте заявку по форме ниже, чтобы ассистент приёмной комиссии связался с вами в удобное время.
Автор статьи: Валерия Кузнецова
Дипломированный преподаватель Хатха-йоги
Журналистка
5 практик от наших экспертов
Начните прямо сейчас!
Только до
Скачайте гайд "О чем молчит Шавасана" и получите бесплатный видео урок!
15.01.2024
история: Шавасана как маленькая смерть - природа страха
миф: самая простая или самая сложная асана?
+ Бонус: Урок "Шавасана как инструмент преподавателя йоги"
польза, противопоказания, ошибки
вариации Шавасаны
преподаватель йоги, методист, автор курса «Инь-йога: искусство расслабления и медитации»
Ирина Павлова
«О чем молчит Шавасана» гайд+видеоурок
Скачать бесплатно