Мы постарались со всех сторон раскрыть понятие просветления в концепции йоги и буддизма. Но теперь возникает важный вопрос — как же ко всему этому прийти? Ведь если бы это было чем-то простым, то мы жили бы в окружении исключительно просветлённых людей.
Дело в том, что сами техники, которые ведут к полному освобождению, не такие уж сложные, но вот Майя, то есть иллюзия материального мира имеет очень большую силу. Легко сказать: «Медитируй каждый день, оставь все привязанности и желания», но на практике это невероятно сложно. Ведь мы привязываемся не только к вещам, но и к близким людям, ситуациям, воспоминаниям, статусам и даже к собственному телу. Пережить просветление — это то же самое, что и познать опыт смерти. Отбросить всё и отдаться абсолютной пустоте может только глубоко познавший истинность всего сущего человек. Именно поэтому на пути к просветлению существует так много препятствий, которые находятся, в первую очередь, в самом человеке, в его уме.
С точки зрения буддизма, препятствия могут быть следующими:
1.
Авидья, то есть глубокое невежество, неосознанность. Именно авидья создаёт в уме иллюзии, привязанности, противоречивые чувства, страхи, одним словом — страдания. Авидья разрушается постоянной практикой медитации, самоисследованием и Хатха-йогой.
2.
Танха, то есть привязанность. Привязки относятся к любым желаниям, негативным проявлениям: алчность, ненависть, зависть, ревность, вожделение. Именно из-за привязанностей мы часто впадаем в зависимость от своих привычек, образа жизни, внешнего вида, деструктивных отношений, вредной пищи и так далее. Всё это захватывает наш ум и делает неспособными к самопознанию.
3.
Моха, то есть иллюзии, путаница, отсутствие ясности. Сюда можно отнести неправильное понимание реальности, стереотипы мышления, предрассудки. Подмену понятий добра и зла и все вытекающие из этого последствия. Это полное отсутствие мудрости и следование исключительно за своим эго.
4.
Страхи и сомнения. Они могут возникать в процессе практики и останавливать на пути к освобождению. Страх отказа от привязанностей, страх перед неизвестностью, сомнение в выборе пути, учителя, собственных способностях и силах. Для просветления нужна решимость и твёрдая
Санкальпа.
5.
Клеша. Мешающие деяния. Можно назвать это общим словом — омрачение ума. Сюда относится негативное мышление, зловредные слова и поступки, корысть, отсутствие сострадания к другим людям, эгоцентризм. Клеша, опять же, рождается из иллюзий и привязанностей.
Вышеперечисленные пункты являются препятствием также и к обретению Самадхи. Чтобы избавиться от этих ограничений, требуется постоянная работа над собой, следование принципам морали, тренировка физического тела (в йоге это асаны, в буддизме — простирания), взаимодействие с учителем, окружение себя благожелательной компанией, которая будет способствовать развитию, изучение духовных текстов, пение
мантр, медитативные практики. Также — посещение святых мест, молитвы, паломничества.