Раджа-йога или царственная йога: в чём принципы классической йоги и её преимущества

14 июля 2023
«Прежде чем человек начнёт пытаться раскрывать тайны внешней Вселенной, он должен овладеть своим внутренним миром — царством своей истинной сущности», — цитата из книги «Раджа-йога» Рамачарака.

Мир, каким мы видим его сейчас, направлен на достижение внешних благ: мы хотим путешествовать по разным странам, быть финансово независимыми, успешными в выбранной деятельности, окружёнными друзьями. Мы мечтаем совершать великие открытия в науке и изучать тайны космоса. Но при этом, чаще всего, совершенно не знаем самих себя. Не понимаем, почему иногда без особых причин чувствуем себя абсолютно опустошёнными и потерянными, а иногда — наоборот, воодушевлёнными и счастливыми.

Мы не всегда можем контролировать свои реакции на происходящее, своё состояние, мысли, проявления, но так часто направляем своё внимание вовне — вместо того, чтобы заглянуть внутрь себя. И практики йоги с древних времён существуют как раз для того, чтобы через усилие, дисциплину и труд сделать внимание интровертным, то есть сосредоточенным на внутреннем мире.

Для этого была разработала 8-ступенчатая система, которая поэтапно помогает человеку совершенствоваться и становиться более осознанным. Изначально эта система называлась Аштанга-йога (слово «аштанга» означает 8). Первые 4 ступени включают практики по работе с телом и психикой, и условно называются Хатха-йогой. Вторые 4 ступени взаимодействуют с умом и сознанием, и имеют название Раджа йога, то есть царская, королевская йога.

О Раджа-йоге и пойдёт речь в этой статье.
Содержание:
Примерное время чтения — 18 минут.

Раджа-йога: история возникновения и развития

«Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным», — йогин Свами Сатчитананда.

Есть высказывание, которое отражает всю суть и цель практики йоги. Оно звучит так: «Читта Вритти Ниродха», что переводится с санскрита как «остановка движений/колебаний ума». Все известные техники, используемые йогинами, нацелены на то, чтобы сесть в медитацию и замедлить, а в последствии полностью остановить ум и все мыслеобразы, возникающие в нём.

Существует пять традиционных школ йоги: Джняна-йога (йога знания), Карма-йога (действие), Бхакти-йога (преданность), Хатха-йога (гармонизация энергии в теле) и Раджа-йога (царская йога). Все они описаны в древнем трактате «Йога Сутры» Патанджали и в «Хатха-Йога Прадипике». Эти традиции имеют одну и ту же цель, но идут к ней разными путями. Считается, что в зависимости от темперамента, склада ума и характера, каждому отдельному практикующему может быть предложен тот подход, который раскроет конкретно его.

Например, Джняна-йога делает акцент на изучение писаний, Карма-йога направлена на выполнение определённых ритуалов и действий, Бхакти-йога про безусловное служение людям, Хатха-йога — это физическое и ментальное совершенствование через выполнение асан и пранаям, а Раджа йога — это познание себя через практики медитации и концентрации внимания.
Важно пояснить, что Раджа-йога получила такое название не потому что её могут практиковать только цари. Дело в том, слово «Раджа» означает «царь». Поэтому при поиске информации об этом направлении йоги, не стоит искать «раджи йога что это», а важно правильно использовать это слово.

Царской эта школа йоги называется потому, что совершенствование ума приводит к полному контролю личности и самоосознанию. И, как следствие, к освобождению от всех омрачений и страданий. А это поистине королевская награда за работу над собой :)

Практики этой традиции тренируют умственные силы для достижения высшего состояния — Самадхи, которое считается конечной целью человеческой жизни. Раджа йога упражнения основаны исключительно на медитативных техниках. Считается, что Хатха-йога подготавливает к Раджа-йоге: чтобы начать работу с более возвышенными состояниями ума, необходимо тщательно подготовить физическое тело к этим практикам. Через следование морально-этическим принципам, очищение, выполнение асан и пранаям, тело и психика мягко готовятся к тому, чтобы войти в пространство более тонких энергий и состояний.

Раджа-йога в современном мире

В последние годы можно наблюдать моду на йогу, духовность, работу с энергией и чакрами. Всё чаще люди разных возрастов начинают увлекаться практиками йоги, осознанности и так далее. Эта тенденция, с одной стороны, положительна, но, с другой стороны, может привести к путанице из-за обилия противоречащей информации.

Важно понимать, что Раджа-йога включает в себя глубинные практики по работе с тонкими состояниями, требующие подготовки, и зачастую руководства со стороны учителя. Поэтому не все современные ретриты, випассаны и классы по медитации относятся к Раджа-йоге. При этом, далеко не всех самопровозглашённых духовных учителей в традиции Раджа-йоги можно считать таковыми. Но, разумеется, это не значит, что практики являются недостижимыми или созданными только «для избранных». Просто не стоит торопиться, и прежде чем приступать к практикам Раджа-йоги, нужно уверенно почувствовать себя и утвердиться в Хатха-йоге. Это необходимый этап, чтобы пойти в большую глубину своего внутреннего мира.

Если приступить к практикам Раджа-йоги без соответствующей подготовки, это может привести к плачевным последствиям, начиная от игр с собственным эго, которое начнёт мнить себя просветлённым мастером, заканчивая серьёзными психическими расстройствами. Ещё раз обратим ваше внимание, что тело и психика должны быть подготовлены к такой внутренней работе.

Раджа йога что дает? Можно сказать, что этот вид йоги подходит людям, которые нацелены на обретение Мокши — полного освобождения от оков ума. Но даже если человек не считает, что у него подобная цель в жизни и практикует Хатха-йогу, то со временем он всё равно придёт к необходимости следовать дальше, в глубину себя, и так или иначе прикоснётся к Раджа-йоге. Таков путь.

Чем отличается Раджа-йога от других направлений?

Все созданные на сегодняшний день направления йоги берут начало именно в Хатха-йоге, а Хатха-йога является неотъемлемой частью Раджа-йоги.

Интересно, что Раджа-йога, по сути, включает в себя все направления йоги, но одновременно с этим она находится как бы в стороне от них. Как мы упомянули выше, без других аспектов йоги в восьмиступенчатой системе Патанджали, техники Раджа-йоги не будут эффективны.

Например, Хатха-йога (первые 4 ступени) направлена на то, чтобы через следование морали, взаимодействие со своим физическим телом, асаны, мудры и дыхательные техники, практикующий смог пробудить и накопить внутри себя тонкие энергии. Зачем это нужно? Дело в том, что без энергии нет ничего. Мы не можем без неё существовать, двигаться, развиваться и тем более, без ресурса мы не в состоянии заниматься глубокими медитативными практиками. Хатха-йога обычно проходит как интенсивная физическая практика, требующая от учеников выносливости, гибкости, концентрации и знаний.

В Раджа-йоге (вторые 4 ступени) отсутствуют физические упражнения и вообще какие-либо действия. Вся работа происходит исключительно внутри практикующего и включает в себя упражнения на концентрацию и сосредоточение внимания. В качестве подготовки и разминки перед практикой Раджа-йоги могут быть выполнены неактивные дыхательные техники — пранаямы.

4 принципа Раджа-йоги

Несмотря на то, что Раджа-йога включает в себя все ступени йоги, можно выделить 4 основных принципа, которые необходимо соблюдать для эффективной практики:

  1. Отречение. Чтобы смело идти к поставленной Раджа-йогой задаче, необходимо отречься от внешних факторов и постараться полностью посвятить себя цели. Конечно, у читателя могут возникнуть возражения: «Как жить в повседневной рутине, где требуется играть разные роли и нести ответственность, и при этом — полностью отречься от всего?». Но дело в том, что практики Раджа-йоги действительно требуют максимальной отдачи, иначе они не будут работать. И, если человек не готов к этому, то нет смысла приступать к ним.
  2. Глубокая вера и следование за высшим сознанием. Это то, что называется Ишвара-Пранидхана. Нахождение смысла жизни в выбранном духовном пути.
  3. Диссоциация от себя. Не приписывание «себе» заслуг от практик и полученных состояний. Иначе это только усилит эго-ум.
  4. Контроль над праной. Как мы говорили выше, Раджа-йога — это самый последний шаг перед полным освобождением, и для того, чтобы его сделать, необходимо уметь контролировать и верно распределять жизненную силу и энергию.
Далее мы поговорим о восьми ступенях Аштанга-йоги Патанджали, чтобы наглядно увидеть Раджа йога ступени и узнать, какие практики относятся к Хатха-йоге.

8 ступеней практики

Яма

Самая первая ступень йоги и, наверное, самая важная — не соблюдая принципы Ямы просто невозможно двигаться в практике дальше. Яма — это морально-этические принципы в индуизме и йоге, которым должен следовать каждый практик. Яма включает в себя 5 основных заповедей:

  • Ахимса — ненасилие в мыслях, словах и поступках по отношению к себе и ко всем живым существам.
  • Сатья — правдивость, честность с собой и с миром.
  • Астея — отсутствие желания присвоить себе чужое: как материальные объекты, так и чьи-то заслуги или достижения.
  • Брахмачарья — умение быть сдержанным в желаниях. В особенности, это касается сексуальности, так как легкомысленно вступая в сексуальные связи, практик попусту растрачивает энергию, которую необходимо накапливать. В индуизме это предполагает полного воздержания, но каждый человек сам может определить степень своей аскезы.
  • Апариграха — ненакопительство и непривязанность к материальным благам.

Если человек заинтересовался йогой, то первое, что ему стоит делать ещё до освоения асан — начать практиковать принципы Ямы. И далее следовать им в течение всей жизни.

Нияма

Вторая ступень йоги включает в себя ещё пять принципов, принимая и развивая которые йогин становится гармоничным с собой и окружающим миром. 5 заповедей Ниямы:

  • Шауча — это чистота на трёх уровнях: физическом — регулярное принятие душа, выполнение Шаткарм (очистительных техник), ношение чистой одежды, поддержание жилища в чистоте; далее чистота в речи — соблюдение языковых норм, грамотность и нравственность произносимых слов, отсутствие мата; чистота в мыслях — умение наблюдать и контролировать такие негативные проявления ума как ненависть, гневливость, страх, алчность, гордыня, вождение.
  • Сантоша — скромность и удовлетворённость тем, что есть.
  • Тапас — усердие и самодисциплина в духовной практике, в стремлении к своей духовной цели.
  • Свадхьяя — непрерывное изучение писаний, священных текстов, постоянное интеллектуальное развитие.
  • Ишвара-пранидхана — нахождение смысла своей жизни в Ишваре (Боге) и следование своему пути.

Асана

Асана — это устойчивое положение или поза тела. В древних текстах есть говорится: есть столько же асан, сколько живых существ на планете. Конечно, сложно представить такое количество поз, но выделяется 84 основные асаны, которые необходимо выполнять в совершенстве.

Практика асан должна быть регулярной и выполняться под руководством наставника, особенно на начальных этапах. Важно следовать рекомендациям по отстройке каждого положения — в таком случае асаны положительно влияют на физическое и ментальное здоровье. Если же в течение длительного времени делать асаны некорректно, это может привести к негативным последствиям — травмам и болевым ощущениям.

Обычно асаны выполняются с мягкими переходами из одной в другую, с помощью виньяс. Виньяса — это динамичная связка между статичными положениями в Хатха-йоге.
Узнать больше о правильной отстройке асан, как конкретное положение воздействует на тело и какими навыками должен обладать учитель йоги, можно на онлайн-курсе «Преподаватель Хатха-йоги»

Пранаяма

Пранаямы — это комплекс дыхательных техник, которые следует практиковать в сочетании с асанами и как самостоятельные упражнения. В трактате «Гхеранда-самхита» выделяется несколько базовых пранаям, направленных на активизацию симпатического (активность, бодрость) или парасимпатического (расслабление, спокойствие) отдела нервной системы. Дыхательные упражнения желательно чередовать.

Краткий экскурс в основные пранаямы Хатха-йоги:

  1. Полное йоговское дыхание — одна из базовых техник, которая настраивает на спокойствие и концентрацию. Активизирует парасимпатику.
  2. Уджайи-пранаяма — шипящее дыхание с зажатой голосовой щелью. Такое дыхание можно использовать в течение всей практики асан. Активизирует парасимпатический отдел нервной системы.
  3. Капалабхати — интенсивное дыхание с акцентированным выдохом через нос. На вдохе живот надувается, на выдохе резко подтягивается. После Капалабхати рекомендуется практиковать задержки дыхания на вдохе и выдохе. Включает симпатический отдел.
  4. Бхастрика — интенсивные глубокие вдохи и выдохи через нос. После Бхастрики обязательно следуют задержки дыхания. Включает симпатику.
  5. Анулома-Вилома пранаяма — попеременное дыхание через правую и левую ноздри. Активизирует парасимпатический отдел нервной системы.
  6. Нади-шодхана — поочерёдное дыхание через правую и левую ноздри с задержками на вдохе и выдохе. Парасимпатический отдел нервной системы.
  7. Ситкари — кончик языка прижимается к верхнему нёбу, прямо за верхние зубы, и вдох выполняется при таком положении языка. Парасимпатика.
  8. Ситали — охлаждающее дыхание через высунутый и сложенный в трубочку язык. Если у практикующего не получается сделать трубочку из языка, то, как вариант, можно вытянуть губы, как при произнесении буквы «У», и дышать таким образом. Парасимпатика.
  9. Брамари-пранаяма — дыхание жужжащей пчелы. Большие пальцы рук закрывают уши, остальные пальцы располагаются на глазах, носу, над губами и под губами. Делается спокойный вдох через нос и выдох с жужжащим звуком «ммм».

Пранаяма — мощный инструмент, который не только гармонизирует внутреннее состояние, но и постепенно готовит практикующего к глубинным практикам Раджа-йоги.

Пратьяхара

Пратьяхара — это техника концентрации внимания, при которой практикующий постепенно учится отвлекать своё внимание от восприятия органов чувств. Например, на начальных этапах ученик ставит перед собой цель направить всё внимание исключительно на окружающие звуки, но при этом игнорировать ароматы, зрительные образы, тактильные ощущения. Затем тренируется игнорировать все звуки и концентрироваться на ароматах, окружающих его. Сначала шаг за шагом йогин обретает навык концентрироваться только на одном объекте восприятия органами чувств, а затем — пробует полностью отвлекаться от тех сигналов, которые посылают ему глаза, уши, кожа, нос.

Только после длительной практики Пратьяхары можно научиться переключать своё внимание с внешнего на внутреннее. Вокруг может происходить всё что угодно, но концентрация практикующего на внутреннем пространстве непоколебима. Таким образом происходит полное подчинение себе органов чувств. Войти в это состояние, при усердной практике Пратьяхары, можно в любой момент времени. Пратьяхара является первой ступенью Раджа-йоги.

Дхарана

Дхарана — это практика длительного удержания концентрации ума на одном объекте. Когда через Пратьяхару человек научился не замечать внешние отвлечения, он может выбирать объект наблюдения и делать свой ум однонаправленным. Объектом может быть всё, что хочется: дыхание, точка межбровья, мантра, цветок, растущий возле вашего окна, мизинец на правой ноге. Каждый раз, когда ум будет «убегать» от выбранного объекта, следует усилием воли и с помощью осознанности возвращать концентрацию в исходную точку.

На начальных этапах ум часто будет «хотеть» отвлекаться от объекта — не нужно ругать себя за это. Для обретения навыка Дхараны может потребоваться не один год регулярной практики. Поэтому важно продолжать и удерживать внимание столько, сколько это получается в моменте. Даже если это всего пару секунд — со временем всё изменится в сторону прогресса.

Когда Дхарана будет освоена, можно приступать к следующей ступени Раджа-йоги — Дхьяне.

Дхьяна

Только с этой ступени йогин начинает практиковать то, что называется медитацией. Все упражнения и техники, которые были до этого, мягко готовили ученика к длительному созерцанию. Чем Дхьяна отличается, например, от Дхараны? Во время Дхьяны человек будто выпадает из привычного состояния, он не осознаёт, что «медитирует». Объект медитации и процесс медитации сходятся в одной точке, сливаются воедино.

В Дхьяне отсутствует Наблюдатель и то, что наблюдается. Остаётся глубокое чувствование и переживание состояния «Я есть». Считается, что в Дхьяне содержится 12 Дхаран: Дхьяна начинается тогда, когда практикующему удалось непрерывно удерживать концентрацию на объекте в течение 144 секунд.

В этом созерцании отсутствует как таковой практикующий, он словно растворяется. Это трудно описать словами или понять интеллектуально. Дхьяну нужно пережить на опыте. Интересный факт, что хоть раз в жизни каждый человек испытывает это состояние спонтанно. Можно назвать это «благословением», чтобы даже люди, которые не практикуют медитацию, могли прикоснуться к этому возвышенному состоянию.

Для вхождение в Самадхи может потребоваться непрерывная практика Дхьяны. Об этом мы поговорим далее.

Самадхи

Самадхи — цель и последняя ступень Раджа-йоги. Это состояние чистого осознавания, абсолютного просветления, нирваны, когда в человеке исчезает идея индивидуального сознания. В Самадхи йогин больше не является отдельной личностью со своими особенностями и характеристиками. Он сливается со всем сущим, становится «всем, что есть», обретает Бога, познаёт свою подлинную природу. Первые упоминания о Самадхи можно найти в Упанишадах, которые относятся к философии веданты.

Существует несколько ступеней Самадхи, и каждая из них является только шагом к полному освобождению: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа. Подробно о каждой из них мы поговорим ниже.

Савикальпа Самадхи

Слово «викальпа» означает один из видов мыслей, которые обычно отвлекают практикующего во время практики медитации. Например, это могут быть воспоминания, воображение, знания, полученные из опыта, сновидения. Савикальпа означает «временное прекращение движения ума». Скажем, это самый первый шаг к Самадхи, когда человек уже постигает Абсолют, но затем выходит из этого состояния и возвращается к привычной форме восприятия. Савикальпа Самадхи — нестабильное состояние, из которого легко «выпасть» отвлечением на внешний объект. А чтобы быть внутри него, нужно прилагать осознанное усилие по удержанию концентрации.

Нирвикальпа Самадхи

Данный вид Самадхи является более стабильным, чем предыдущий. В нём человек полностью освобождается от колебаний ума и входит в устойчивое состояние блаженства. Абсолютное отсутствие мыслей ощущается как единение с Абсолютом, внезапный восторг, который практически нельзя представить будучи в обычном состоянии ума. Кстати, хочется обратить внимание, что описать Самадхи словами практически невозможно, поэтому все подобранные эпитеты не смогут в полной мере передать это состояние.

Для пребывания в Нирвикальпа Самадхи уже не требуется никаких усилий, всё происходит само собой. После окончания практики Нирвикальпа Самадхи не утрачивается. Человек продолжает заниматься мирскими делами, но его сознание расширилось до масштабов Вселенной. Чувство глубинной радости, осознанности и просветления сопровождает такого йогина в любом деле, даже если он просто подметает пол. Такой практик продолжает жить в мире, выполнять привычные дела, но его ум растворён в Абсолюте.

Сахаджа Саматхи

Сахаджа Самадхи — это полное и окончательное просветление, в котором йогин растворяется в вечности, познаёт все причины и следствия, выходит из круга рождений и смертей, окончательно освобождается от оков эго-ума. Считается, что Сахаджа Самадхи доступно только тем, кто больше не имеет кармы. За всё время существования человечества, известно не так много мастеров, которые смогли войти в это состояние.

Для большинства продвинутых практиков Нирвикальпа Самадхи — главная цель. И, чтобы это произошло, требуется всю жизнь посвятить практике, но и никаких гарантий нет. Как показывает опыт, сила иллюзий материального мира очень мощна, и человеку не так просто жить обычной жизнью и при этом стремиться к такому состоянию.

Но нет ничего невозможного.

Практика медитации для начинающих

Предлагаем вам выполнить небольшую практику по видео ниже. Эта практика отлично подойдёт для успокоения ума в конце дня, для возвращения контакта с телом.

Инструкция:

  • Освободите 15−20 минут времени, чтобы провести его только с собой.
  • Найдите уединённое пространство, где вам никто не помешает, отключите мобильный телефон.
  • Можно сесть на подушку для медитации или положить подушки за спину, чтобы было удобнее.
  • Можно использовать наушники для более глубокого погружения в себя.
  • В конце видео вас ждёт короткая Шавасана.
  • Сядьте в удобное положение со скрещенными ногами, прямой спиной и с закрытыми глазами.
Желаем увлекательного полёта во внутренний космос :)

Вместо вывода

Раджа-йога способна расширить сознание практикующего, открыть для него новые грани познания себя и видения мира. Упражнения на концентрацию внимания и медитации должны выполняться с максимальной отдачей и сосредоточением на процессе. Также невероятно важна готовность ученика к этим техникам. Как понять, что вы готовы? Основной критерий — регулярная практика Хатха-йоги не только на коврике, но и в повседневности. Это следование принципам Ямы и Ниямы, осознанность, умение брать на себя ответственность, эмоциональная стабильность, внутренняя дисциплина в выполнении асан и пранаям.

Чтобы сделать шаг на следующую ступень, нужно поднять ногу с предыдущей :) И нет смысла спешить с этим. Позвольте всему идти своим чередом, практикуйте с открытым сердцем и тогда Раджа-йога предстанет пред вами во всём своём царском обличии.

А начать свой путь самоисследования можно на курсе «Преподаватель Хатха-йоги». Там вы изучите йогу с разных сторон и сможете стать проводником для других людей. Оставляйте заявку по кнопке ниже — ассистент приёмной комиссии свяжется с вами и расскажет подробности о программе.
Автор статьи: Валерия Васильева
Дипломированный преподаватель Хатха-йоги
Журналистка
5 практик от наших экспертов
Начните прямо сейчас!
Только до
Скачайте гайд "О чем молчит Шавасана" и получите бесплатный видео урок!
15.01.2024
история: Шавасана как маленькая смерть - природа страха
миф: самая простая или самая сложная асана?
+ Бонус: Урок "Шавасана как инструмент преподавателя йоги"
польза, противопоказания, ошибки
вариации Шавасаны
преподаватель йоги, методист, автор курса «Инь-йога: искусство расслабления и медитации»
Ирина Павлова
Скачать гайд по Шавасане