Интегральная йога

Что вас привлекает в йоге — асаны, пранаямы, медитация? А может то состояние, которое возникает благодаря этим методам? Лёгкость в теле, спокойствие ума, внутренняя осознанность. Всё это может дать практика на начальном этапе, даже если вы работаете только с физическим телом, не погружаясь глубоко в медитацию и духовные аспекты.

Но есть практики, которые не так широко известны как, например, Хатха-йога, но их методы могут быть не менее эффективны и интересны. Таким направлением является интегральная йога, о которой мы и расскажем в этой статье.
Содержание:
Примерное время чтения — 10 минут.

Интегральная йога — история возникновения

Интегральная или супраментальная йога — направление, которое возникло в начале XX века на базе философии Адвайта веданты. Это неоведантийское учение получило развитие благодаря индийскому философу, поэту и йогу — Ауробиндо Гхошу или Шри Ауробиндо (1872−1950 гг). Несмотря на индийское происхождение, Шри Ауробиндо обучался в Кембридже и получил английское образование. Вернувшись после учёбы в Индию, он погрузился в йогу, изучение санскрита, священных писаний — Бхагавад-Гиты, Упанишад, Рамаяны. Он активно участвовал в социальной и политической жизни своей страны — преподавал в университете и выступал против разделения Бенгалии. После этих событий он знакомится с йогом Вишну Бхаскаром Леле, который даёт ему наставления, и во время трёхдневного ретрита Ауробиндо Гхош впервые переживает состояние Нирваны.

Из-за своей активной позиции революционера он оказывается в тюрьме. Там, во время занятий йогой и медитацией, к нему приходит дух Свами Вивекананды, который раскрывает ему высшую духовную реальность, ведущую к осознанию сверхразума (Брахмана). После освобождения из заключения, испытав настоящее озарение, Шри Ауробиндо погружается в духовную деятельность.

В 1914 году он знакомится с Миррой Ришар (известна под именем Божественная Мать), вместе они переезжают в город Пондичерри в Индии, где открывают свой ашрам и начинают обучать людей интегральной йоге.

Учение Шри Ауробиндо

Главной целью интегральной йоги является осознание человеком единства с его духовной природой, божественным сознанием. Чтобы обрести такое понимание, нужно признать Брахмана, сверхразум, который находится одновременно и в духовной, и в материальной реальности. Под сверхдушой подразумевается триединство: Сат, Чит, Ананда (Вечность, Знание, Блаженство).

Понять себя и осознать свою истинную природу можно благодаря двум процессам:

  • эволюция (движение вперёд): развитие духовного сознания;
  • инволюция (движение назад): возвращение к отправной точке и возникновение нового мира.

Шри Ауробиндо считает Интегральную йогу целостной практикой, которая способствуют правильному пониманию мира и места человека в нём. Суть учения заключается во всестороннем развитии пяти аспектов личности: физический, витальный, ментальный, психический, духовный.

Результатами практики интегральной йоги становятся 7 процессов (Сапта чатуштайя).

  • Успокоение ума (шанти, самадхи).
  • Осознание божественной природы (шакти, вирья, шраддха).
  • Обретение знаний о прошлом, настоящем и будущем (виджняна, джняна).
  • Поддержание здорового тела (шарира, арогьям).
  • Осознание Брахмана (божественная деятельность).
  • Полная реализация (шуддхи, мукти, сиддхи).

Шри Ауробиндо не ограничивал своих учеников строгими правилами во время занятий йогой для реализации этих состояний. Он раскрывал их суть, объяснял, с какими сложностями они могут столкнуться на пути и давал рекомендации, как с этим справиться. Движущей силой для трансформации сознания человека он считал медитацию, преданность (бхакти), открытость Божественному.
Как сделать медитацию эффективной и доступной практикой для каждого мы разбираем на курсе «Преподаватель Хатха-йоги»

Методы интегральной йоги: подробный разбор и суть практики

Фото из личного архива Светланы Пильщиковой
Практика интегральной йоги — это медитация, которая включает 2 метода: солнечный (концентрация на сердечном центре) и духовный (сосредоточение на области над головой).

Подготовка

Садимся в удобное положение с прямой спиной (Сукхасана, Сиддхасана, Падмасана). Для настройки можно 3−5 минут понаблюдать за дыханием, осознавая, как потоки воздуха циркулируют в теле.

Углубляем и успокаиваем дыхание с каждым вдохом и выдохом. Стараемся расслабить тело и отпустить все мысли. Возможно не получится сделать это сразу же, но здесь и нет такой цели. Главное, концентрироваться на самом процессе и не отвлекаться. Когда почувствуем, что положение стало естественным и комфортным, а дыхание ровным и спокойным приступаем к самой медитации.

Техника выполнения

1. Солнечная медитация.
Перемещаем внимание на сердечный центр, солнечное сплетение или Анахата чакра. Продолжаем дышать, направляя всё внимание в эту область. Представляем, как с каждым вдохом раскрывается и расслабляется грудная клетка, а с выдохом уходят зажимы и напряжение в сердце.

Если возникают сложности и внимание рассеивается, то перемещаем ладони на сердечный центр. Усилению концентрации также поможет визуализация. Представляем, как зелёный свет исходит из Анахата чакры и распространяется по всему телу.

Эффект: полное сосредоточение на области сердца открывает путь вглубь себя и практикующий постепенно движется к осознанию своей души или психического существа. Эта практика позволяет войти во внутреннее пространство души и осознать божественное внутри себя.

2. Духовная медитация.
Перемещаем внимание на область над головой, седьмой энергетический центр (Сахасрара чакра). Шри Ауробиндо рекомендовал начинать практику с солнечной медитации, так как она позволяет погрузиться во внутренние переживании и открыть сердце. Это первый этап к осознанию Пуруши. Концентрация на Сахасрара чакре считается более сложной из-за того, что этот центр находится за пределами физического тела и для его осознания необходима длительная практика.

Эффект: этот метод позволяет ощутить Безусловную любовь и делает человека восприимчивым к постижению духовных знаний.

По форме медитация может быть статичной (в положении сидя) и динамической (в движении). С первых минут погрузиться в правильное состояние, остановить колебания ума и отключиться от внешнего шума может быть сложно. Особенно для жителей мегаполисов. Поэтому Шри Ауробиндо создал ашрам, куда каждый ищущий мог приехать и спокойно практиковать интегральную йогу. Практика идёт по нарастающей, постепенно увеличивается время нахождения в медитации: от нескольких минут до одного дня.

Польза интегральной йоги:

  • гармонизирует нервную систему и улучшает эмоциональное состояние;
  • повышает качество жизни;
  • способствует целостному развитию личности;
  • позволяет видеть божественное внутри себя и вокруг, воспринимать мир как проявление Высшего начала;
  • расширяет восприятие, устраняет двойственность и освобождает от страданий.
Заниматься интегральной йогой может каждый, кто хочет очистить своё сознание от ненужных мыслей, привычек и реакций. А также те, кто не любит интенсивную активную физическую практику с выполнением асан.

Отличие от других систем

  1. Практика интегральной йоги — синтез нескольких направлений: Карма, Джняна и Бхакти йоги как трёх путей, которые ведут к познанию Бога. Хатха и Раджа йога имеют лишь второстепенное значение. Конечно, асаны могут практиковаться как дополнение к медитации, но это не обязательно. Подробнее об этом Шри Ауробиндо рассказывает в своих книгах — «Синтез Йоги» и «Йога интегрального знания».
  2. Целью практики является не освобождение (Мокша), как в традиционных направлениях, а сочетание Мокши и Бхукти (наслаждения). Переживание некоего трансцендентного экстаза при жизни, которое позволяет видеть божественное в каждом живом существе.
  3. Практика интегральной йоги направлена на трансформацию всего человечества и мира в целом, а не отдельной личности.
  4. Суть практики — медитация, в процессе которой человек осознаёт единство вместе с Божественным началом (Пурушей), которое пронизывает всё вокруг.

Вместо вывода

Шри Ауробиндо считал, что для истинной эволюции личности нужно всестороннее развитие. И справиться с этой задачей, трансформировать человека на всех уровнях может только йога. Но что это значит? Ведь у каждого из нас может быть своё понимание. Шри Ауробиндо даёт однозначный ответ — «Вся жизнь есть йога». То, как мы живём каждый день, какие решения принимаем и как относимся к окружающему миру — это и определяет наше духовное развитие.

Глобальные изменения начинаются, когда мы совершаем «революционные индивидуальные усилия» и преобразуем свои качества. Для этого не нужно убегать из общества и отказываться от своих обязанностей. Увидеть Бога в каждом живом существе, жить с этим осознанием и любовью в сердце — это и есть настоящая духовная практика. А метод интегральной йоги помогает встать на этот путь.

Если вы хотите узнать больше о философии йоги, разобраться в техниках и методах йогической практики — асанах, пранаямах, медитации. Научиться заниматься самостоятельно или мечтаете обучать других, записывайтесь на курс «Преподаватель Хатха-йоги». Оставляйте заявку — наш ассистент свяжется с вами и расскажет подробнее об обучении.
Автор статьи: Анастасия Шадрина
сертифицированный преподаватель Хатха-йоги,
блогер
Сохраните себе ссылку на статью

Читайте также:

5 практик от наших экспертов
Начните прямо сейчас!
Только до
Скачайте гайд "О чем молчит Шавасана" и получите бесплатный видео урок!
15.01.2024
история: Шавасана как маленькая смерть - природа страха
миф: самая простая или самая сложная асана?
+ Бонус: Урок "Шавасана как инструмент преподавателя йоги"
польза, противопоказания, ошибки
вариации Шавасаны
преподаватель йоги, методист, автор курса «Инь-йога: искусство расслабления и медитации»
Ирина Павлова
Скачать гайд по Шавасане