Крийя йога долгое время была закрытой и секретной практикой, которая передавалась только при личном взаимодействии учителя и ученика. Это вечное знаниесуществовало всегда, но известным стало в 19 веке благодаря бессмертному йогу и маха аватару Бабаджи. Он передал практику своему ученику Лахири Махасая, который распространил учение по всей Индии. Одним из его последователей был Свами Юктешвар Гири, учитель знаменитого Парамаханса Йогананды, который в 1946 году рассказал в своей книге «Автобиография Йога» о методах крийя йоги, медитации и своём пути в практике. Часто именно с Йоганандой связывают развитие учения и его распространение по всему миру.
Сейчас термин крийя можно услышать в самом разном контексте и часто трактовка отличается от изначального смысла. Дело в том, что часто под крийя йогой подразумевается какой-либо авторский метод, не имеющий связи с традиционной крийей по линии Бабаджи. Цепочка учителей, которая шла от Лахири, передавалась по родственной линии, от отца к сыну или близким ученикам. То есть для посвящения был необходим живой носитель (
гуру), который отвечал за качество передачи знаний на всех этапах.
Всего выделяют 5 ветвей крийя йоги:
- Хатха — 18 асан, направленных на очищение и оздоровление тела. А также мудры и бандхи.
- Кундалини — дыхательные техники, которые активируют потоки праны в теле.
- Дхьяна — медитации для сосредоточения и управления вниманием.
- Мантра — практики повторения особых звуков для очищения и концентрации сознания на объекте.
- Бхакти — преданное служение Богу. Часть духовной практики, которая помогает осознать себя вечной душой и освободиться от влияния гун материальной природы.
Практика крийя йоги включает все ветви, так как они тесно связаны друг с другом. Но именно от учителя зависит, какое направление в крийе будет преобладать. Например, последователи современного метода атма крийя большое внимание уделяют
мантра йоге и
джапа медитации.
Бихарская школа рассматривает йога крийю в контексте практик для достижения
Пратьяхары,
Дхараны и
Дхьяны.