Учения йоги не дают жёстких указаний о том, нужно ли придерживаться вегетарианской диеты. Этот выбор каждый йогин делает самостоятельно. Однако концепция йоги подразумевает сострадательное и дружелюбное отношение ко всем живым существам. Этот принцип в йоге называется Ахимса, то есть ненасилие. Он является одним из базовых условий восьмеричного пути йоги, который описал Патанджали в труде «Йога-сутры».
Но принципы
Ямы Ниямы носят рекомендательный характер, поэтому выбор рациона всегда остаётся за практикующим. Кроме того, Ахимсу нужно соблюдать и по отношению к себе. И, если для организма практикующего отказ от мясной пищи по каким-то причинам вреден, то это тоже будет нарушением принципа ненасилия, который должен начинаться с себя.
Б.К. С. Айенгар в книге «Йога Дипика» пишет, что, если практикующий йогу человек сделал выбор в пользу вегетарианства, то это не всегда обязательно говорит о том, что он совсем чужд насилия и стал истинным йогом, ведь
«насилие — это состояние ума, а не диета». Однако он упоминает и о том, что на определённом этапе пути йогину важно перейти на вегетарианское питание, чтобы развиваться духовно и добиться высокой концентрации внимания, и что вегетарианство является, по его мнению, важным для занятий йогой.
Некоторые йоги-вегетарианцы объясняют свой выбор ещё и тем, что мясо энергетически не полезно для организма.
Согласно Аюрведе, пища, которую мы употребляем, соответствует трем гунам (качествам материального мира) и делится на:
- саттвичную (благость);
- раджасичную (страсть);
- тамасичную (невежество).
Мясо, рыба, птица, а также яйца считаются
тамасичными продуктами, которые не полезны для человека. Тамасичная пища тяжело переваривается, притупляет сознание, вызывает вялость, подавленность, приводит к заболеваниям.
Раджасические продукты обладают качествами, стимулирующими огонь, страсть и проявления агрессии. Сюда относят сухие продукты, острую пищу и пищу с очень горьким, кислым или солёным вкусом и напитки, которые содержат кофеин.
Вегетарианская же пища считается
саттвической. Согласно Аюрведе, она оказывает благостное влияние на здоровье, дарит жизненную силу, способствует обновлению организма. Саттвическая пища также оказывает благотворное влияние на духовное и эмоциональное состояние, способствует развитию внутреннего дружелюбия и любви. К саттвической пище относятся: зерновые культуры, фрукты, овощи, приготовленные на пару, бобовые, свежевыжатые соки, молоко и молочные продукты, масло гхи.
Но есть и иное мнение насчёт связи йоги и вегетарианства. В «Хатха-йоге Прадипика» с комментариями Свами Муктибодхананды написано, что вегетарианская диета больше подходит для людей, живущих в тёплом климате Индии.
Российский специалист по йоге и йогатерапии Сергей Агапкин в интервью Yoga Journal упоминает, что выбор вегетарианского рациона может привести к некоторым проблемам со здоровьем — например, вызвать железодефицитную анемию. Кроме того, он считает, что учение йоги приветствует освобождение от различных условностей, а не создание новых, например, в выборе рациона.
Таким образом, йога и вегетарианство взаимосвязаны, но предписания даже в классических трактатах по йоге носят рекомендательный характер, оставляя выбор за практикующим. Куда важнее внутренний настрой и стремление к ненасилию, а выбор диеты остается вторичным.