Одна из больших проблем: мы не умеем не заниматься достигаторством, с детства воспитаны в парадигме «догнать и перегнать». Для меня истинная йога раскрылась только после Фельденкрайза. В йоге это есть принцип Ахимса и мы много говорим о том, что не надо работать через боль. Но эти установки в большей части потерялись в западном мире. Но ведь йога — это о любви к себе, о соединении с самим с собой. Надо уходить от позиции «что-то кому-то постоянно надо» к позиции любви к себе. Практики по методу Фельденкрайза очень хорошо этому учат.
Когда я начала вести занятия по Фельденкрайзу, то с удивлением обнаружила, что люди — а среди учеников много йогов — не готовы и не умеют останавливаться и наблюдать. Казалось бы: йога именно об этом!
И я задумалась: а чем же тогда мы занимаемся на коврике, когда говорим, что занимаемся йогой? В метода Фельденкрайза самое главное, как и в медитациях, замедлиться, остановиться и наблюдать. Невозможно чему-то научиться, если ты не можешь замедляться и наблюдать за тем, как ты это делаешь. Всё остальное — шаблонное срисовывание движения. Ни одно копирование не может быть обучением, копирование не даёт результатов. Научиться, не наблюдая и не замедлившись, невозможно.
Люди развивают силу, амплитуду, скорость, но всё делают на привычных вариантах движений. И получается так: если есть изначальная проблематика, которая может быть не видна, она однозначно усугубится. Долгое время проблема может не проявляться — она имеет накопительный эффект, до поры до времени человеку кажется, что всё в порядке. Человек наращивает-наращивает, а происходит это функционально неправильно — об этом он не думает, не знает. Мы думаем так: вот есть форма (асана) и надо её повторить, срисовать. И часто забываем о том, что любая боль во время или после занятия говорит о том, что мы делаем что-то не так. А что потом? Потом люди идут к реабилитологам и ортопедам.
Лучше делать в своем ритме, вдумчиво и безопасно. Если вы на своем уровне выдаете понимание, как это делать и делаете это корректно — нет проблем. У нас училась возрастная женщина, постинсультное состояние. На момент сдачи выпускного экзамена она не делала даже полную Вирабхадрасану-1. Но насколько глубоко она понимала форму и работу в ней — выполняла с учётом понимания своей проблематики. Очевидно, что она будет отличным преподавателем, её практики безопасны.