Отметим, что аскеза — это не всегда отказ. Иногда это, наборот, про внедрение чего-то в жизнь. Да, чтобы что-то начать делать, иногда нужно отказаться от чего-то другого. Но этот отказ оправдан и имеет смысл, а плоды перекрывают потери. Аскезу не стоит превращать в самоистязание, которое существенно портит самочувствие и состояние человека.
Аскезы можно разделить на три уровняТелесный:→ саттвичное питание (употребление продуктов, которые способствуют поддержанию здоровья);
→ посильные физические нагрузки;
→ паломнические поездки и нахождение в святых местах;
→ чистота на уровне тела и одежды;
→ контроль над страстями.
Умственный:→ контроль над чувствами и эмоциями;
→ изучение священных текстов писаний, размышления над ними;
→
джняна-йога (преодоление двойственности и выход из иллюзий);
→ самоисследование и самоанализ;
→ усмирение эго и гордыни (отказ от установки о собственном превосходстве над другими);
→ почтительное отношение к людям.
Речевой:→
сатья (честность, правдивость, отсутствие злых помыслов);
→ умение вежливо, уважительно и экологично вести беседу;
→ избегание критики, обсуждений и осуждений других людей;
→ спокойно говорить — не кричать, не перебивать;
→ отсутствие стремления кого-то переубедить, доказать свою правоту в каком-то вопросе.
Одному человеку будет просто внедрить в свою жизнь умеренную физическую активность — например, ежедневные прогулки ли мягкую практику йоги. Кому-то это будет даваться с трудом и большим усердием, преодолением устоявшихся привычек. Можно сказать, что у каждого есть свои исходные данные — скорее всего, стоит обратить внимание на ту зону, где явно что-то проседает. Например, человеку с развитой гордыней стоит работать с ней, а тому, кто привык кричать и спорить — посмотреть на эту зону. По сути всё это — гордыня, малоподвижный образ жизни и другое — тянет нас назад. В то время как совершая аскезу мы движемся вперёд, самосовершенствуемся.